В приоритете сегодня другое – погашение многомиллионных долгов. Необходимость проведения оптимизации в университете ректорат объясняет отчасти тем, что сейчас, как никогда прежде, УдГУ должен быть погружен в жесткий режим экономии для того, чтобы закончить строительство корпуса библиотеки и содержать построенный недавно корпус института нефти и газа.

Последнее собрание профкома УдГУ прошло на повышенных оборотах.

«Свою речь на ученом совете, проходившем 20 июня, ректор Галина Мерзлякова начала с того, что рассказала нам о тяжелой экономической ситуации и о сложностях, с которыми столкнулся университет, – говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории новейшего времени исторического факультета Владимир Воронцов. - Уведомила нас о долгах в 30 млн рублей, висящих на университете, по недострою межвузовской библиотеки, с которыми нужно расплатиться, причем в кратчайшие сроки. Рассказала о том, как университету приходится выкручиваться, и попросила о понимании».

В связи с предполагаемым резким сокращением количества преподавателей на историческом факультете под угрозу расформирования попала кафедра новейшей истории отечественного времени. Развал научных школ на факультете заставил историков сплотиться. «Нам сразу сказали, что мы (Прим. - преподаватели исторического факультета) - не особенные и что на нашем факультете оптимизация не будет проходить в щадящем режиме, - рассказывает Павел Дмитриев, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории отечественного времени. - Мы предлагали администрации оптимальные меры ради сохранения кафедр и научных школ, вплоть до своей готовности трудиться на четверть ставки, но администрация к нам не прислушалась».

«Неужели преподаватели проглотили то, что сокращение ставок преподавателей и лаборантов способно погасить миллионные долги?» - поинтересовалась я у Владимира Воронцова и Павла Дмитриева. «Конечно, неспособно, - ответили они. – При этом свои ставки, а главное - зарплаты, которые измеряются сотнями тысяч рублей, администрация во имя экономии оптимизировать не собирается».

Очередную волну недовольства преподавателей УдГУ вызвал указ ректора Галины Мерзляковой «Об утверждении расписания звонков» от 6 июня 2013 года, увеличивающий продолжительность академического часа с 40 до 45 минут. Данный приказ не предусматривает соответствующего роста заработной платы. С вступлением приказа в силу с 1 сентября 2013 года лектор будет обязан читать до 70 сверхурочных минут в день бесплатно: в одном занятии сдвоенный академический час, в одном учебном дне - 7 пар.

В минувшую пятницу на расширенном заседании профкома работников Удмуртского госуниверситета этот вопрос, вынесенный в повестку дня, стал самым злободневным. По словам председателя профсоюзной организации работников УдГУ Андрея Анисимова, члены профсоюза на заседании присутствовали практически в полном составе. Прежде всего возмущение и раздражение вызвало нежелание ректората идти на диалог с преподавателями и сотрудниками вуза.

«Федеральную волну не повернешь вспять - я говорю сейчас о типовом положении, которое устанавливает продолжительность академического часа, - высказывается кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии института иностранных языков и литературы Марк Опарин. - Однако нельзя оставить без внимания то, как администрация принимает решения: не считаясь с мнением сотрудников и преподавателей, не считая важным вынести далеко не пустяковые вопросы на обсуждение. Такой способ принятия решений вбил еще больший клин между преподавателями и администрацией».

Ректор университета Галина Мерзлякова, подписавшая вызвавший негодование указ об увеличении продолжительности академического часа, на заседание
профкома, главным образом посвященное как раз обсуждению данного приказа, не пришла. Впрочем, по этому вопросу она уже успела высказаться в своих интервью информагентствам: «проблема надумана». Отдуваться пришлось проректору по учебной работе Михаилу Кибардину.

В своем ответе перед профкомом проректор сослался на ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон говорит о том, что соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели, учебного года определяется локальным нормативным актом, иными словами, университет самостоятельно решает, какой должна быть продолжительность академического часа и перерывов для отдыха. В Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ в 2008 году, сказано, что для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45-50 минут.

Действующий же устав Удмуртского госуниверситета окончательно закрепляет академический час продолжительностью 45 минут. Возникает вопрос, откуда тогда вообще взялись 40 минут академического часа, за сохранение которых сегодня выступают преподаватели и сотрудники вуза? Оказывается, продолжительность академического часа в университете всегда составляла 45 минут, и только в недавнем прошлом, в 1997 году, из-за нехватки аудиторного фонда и резкого увеличения количества абитуриентов и студентов администрация вуза была вынуждена принять решение о временном сокращении длительности академического часа до 40 минут. Сегодня ситуация стабилизировалась и можно вернуться к норме закона. Такое объяснение дал Михаил Кибардин, отстаивая позицию руководства.

На официальном интернет-ресурсе университета было проведено социологическое исследование мнения работников УдГУ об увеличении фактической продолжительности академического часа. В нем приняли участие 220 человек, 94 процента считают, что увеличение продолжительности академического часа приведет к понижению качества образования.

«Вы, Михаил Михайлович, говорите о том, что сегодня университет не испытывает больше нехватки в аудиторном фонде, опираясь на что, мы и можем вернуться к прежним нормам. Тогда было бы правильным отказаться от аренды 8-го корпуса, за которую вуз ежемесячно платит 1 млн рублей. Вы так не считаете?» – задал вопрос представителю администрации кандидат психологических наук, доцент, декан факультета журналистики Владимир Байметов. Этот вопрос повис в воздухе, ответа на него от Кибардина не последовало.

«В администрации говорят, что в 1997 году были вынуждены отступить от нормы закона, снизив продолжительность занятий до 40 минут. Раз администрация хочет выглядеть сегодня такой законопослушной, то надо ответить и за то, что с 1997 года не доучивали студентов, и за переплату преподавателям, - рассуждает кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и теории журналистики факультета журналистики Александр Шкляев. - И пора бы уже покончить с перипетиями вокруг 45 минут - спаренными или разделенными перерывами - только потому, что финансистам так удобнее считать выработанные часы. Получается, управляют процессом не учёные, не педагоги, а финансисты, которые исходят исключительно из удобства расчетов рабочего времени».

«Коллектив забурлил, - рассказывает Владимир Байметов. - В решениях и действиях администрации университета не просматривается ни четкой позиции, ни аналитики, ни всестороннего обсуждения возникающих проблем, реального положения дел руководство не представляет. Оно в полном замешательстве и растерянности. А от ректора и его команды сейчас многое зависит. В сложившейся обстановке из университета уходят лучшие кадры, в том числе и профессура. Из университета уволился известный со времен Советского Союза учёный в области теоретической информатики и математической логики, доктор физико-математических наук, легендарный профессор Николай Николаевич Непейвода. Вслед за ним заявление написал ведущий научный сотрудник, профессор, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой астрономии и механики Борис Петрович Кондратьев. Руководство в их уходе проблемы не видит. Сами же, мол, ушли. А то, что профессора «сами ушли» именно во время этой бучи, руководство, к сожалению, не заставляет задуматься».

Демографическая яма, выпавшая на нынешние поколения студентов, которой объясняют объективную причину оптимизации, похоже, делает этот процесс неизбежным, однако чисто механическое массовое сокращение преподавательских ставок, затеянное руководством УдГУ, запускает необратимые изменения, которые приведут к выхолащиванию из университета одной из его основных функций - науки.