По официальным данным, в 2012 году на ремонте дорог в Ижевске в совокупности было освоено 401,8 млн рублей. И почти 10 процентов этих средств (38,9 млн руб.) выделялось на участок протяженностью всего 700 метров от Воткинского шоссе до поворота на кирпичный завод ОАО «Альтаир». Сведения об этом заказе на «приведение в нормативно-техническое состояние» Славянского шоссе г. Ижевска были опубликованы на сайте государственных закупок 24 июля прошлого года. Заказчик - МКУ Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (СБиДХ).

В проектной документации к этому заказу приложена масса расчетов. Помимо контракта с подрядчиком, выигравшим аукцион на разработку проекта, СБиДХ потратилась еще и на два контракта с подрядчиками, которые первоначальный проект дважды друг за другом корректировали, переделывали. Только корректировка проектно-сметной документации обошлась муниципальному бюджету в 1 млн 337 тыс. рублей. Кроме этого, СБиДХ заключала договоры на субподряды. 5 января, к примеру, СБиДХ был подписан контракт с субподрядчиком на выполнение работ по устройству сетей наружного освещения на ул. Славянское шоссе, обеспечение контракта - 4 млн 638 тыс. 122 рубля.

В 2013 году интерес властей к благоустройству дороги, связывающей их коттеджи с местом работы, только возрос. Так, 22 марта на сайте госзакупок появилось извещение о новом заказе Службы благоустройства и дорожного хозяйства на выполнение «ремонтных работ по ул. Славянское шоссе: перекладка сетей водопровода и канализации». Одновременно с этим идентичный заказ висел на другой площадке для проведения электронных торгов etp.roseltorg.ru.

На ремонт участка Славянского шоссе протяженностью 3,3 километра в 2013 году администрация г. Ижевска готова потратить более 96 млн рублей (или порядка 29,1 тыс. руб. на один погонный метр) – как и в предыдущий раз, эта сумма составляет около 10 процентов от всех запланированных расходов на дорожные работы в 2013 году в целом по Ижевску. Согласно документации в этом году планируется отремонтировать три участка Славянского шоссе. На первый – протяжённостью порядка 300 метров, от поворота на кирпичный завод «Альтаир» до гаражных кооперативов «Сокол» и «Чайка» – выделяют 19 млн 138 тыс. 940 рублей. На ремонт второго участка (400 метров) – вдоль гаражных кооперативов – рассчитывают потратить 17 млн 208 тыс. 400 рублей, на ремонт самого длинного участка (2,6 км) – от гаражных кооперативов до поворота на элитные микрорайоны - 59 млн 680 тыс. 10 рублей.

Итого общая сумма контракта: 96 млн 27 тыс. 350 рублей. В прошедшие выходные сотрудники редакции «Д» проверили километраж, выехав на место предстоящих ремонтных работ. В конкурсной документации соотношение миллионов и метров, видимо, указывать постеснялись. На наш взгляд, цифры «пляшут». Стоимость погонного метра ремонта, согласно заявленным чиновниками данным, на первых двух участках получается порядка 48 тыс. рублей и 43 тыс. рублей соответственно, в то время как один погонный метр ремонта на третьем, самом длинном участке обойдётся в два раза дешевле – 23 тыс. рубля. Как такое может произойти, городские власти не отвечают.

Кроме того, в будущем здесь может назреть социальный конфликт – расширить дорогу можно только через снос первого ряда гаражей. На доске информации в ГСК «Сокол» висит копия информационного письма за подписью начальника СБиДХ Килина. Сообщается о предстоящем выкупе гаражей у их собственников. Особенно не объясняясь и не церемонясь, собственников гаражей (по списку) приглашают явиться в СБиДХ. Для чего, не уточняется.

Мало того что власти «без очереди» вкладывают значительные средства в интересующую их лично дорогу, так ещё и освоение почти 100 млн рублей попытались провести в очень узком кругу. Аферу обнаружили, помешала жалоба. Скрыть заказ помогла технология, описанная в блоге Алексея Навального в Живом Журнале, – для её реализации не требуется ничего сложного, надо просто взять и заменить буквы в названии заказа с кириллицы на латиницу.

Третьего апреля Управление ФАС провело внеплановую проверку и признало Службу благоустройства и дорожного хозяйства Ижевска нарушившей закон о размещении государственных заказов. Комиссия УФАС по контролю в сфере размещения заказов установила, что заказчик (СБиДХ), действительно, использовал на официальном сайте при размещении госзаказов латинские символы «р» вместо аналогичных по написанию положенных кириллических символов «p» в названии заказа. В отношении должностного лица СБиДХ возбуждено дело об административном правонарушении. Штраф против миллионных «откатов»?

Как работает этот нехитрый коррупциогенный приём? При размещении извещения о заказе, формулируя его название, сотрудник главной дорожной службы Ижевска написал «выполнение ремонтных работ по ул. Славянское шоссе: перекладка сетей водопровода и канализации».

Все выделенные четыре буквы «p» написаны в латинском регистре, и поиск по сайту госзакупок этот заказ не находит. Равно как и не находит он заказ с орфографическими ошибками, с цифрой «ноль» вместо буквы «о» и так далее. Зато такие «скрытые» заказы запросто находит подручный поставщик услуг, который получает заказ по максимальной цене, а поспособствовавшему представителю заказчика, очевидно, приносит «откат».

Жалоба, по которой начали проверку антимонопольщики, поступила 27 марта. Но в СБиДХ каким-то образом узнали об этом уже через несколько часов. И на следующий день, 28 марта, вышел приказ об отказе от проведения аукциона. Формально ссылаются в документах на ФЗ № 94 и одновременно с этим на решение самого заказчика.

На комиссии представитель Службы благоустройства и дорожного хозяйства оправдывался как-то по-детски. В решении антимонопольной комиссии написано, что представитель СБиДХ пояснила, что информация об аукционе спокойно находится по коду классификатора, что намеренной замены символов не было и что на момент рассмотрения жалобы аукцион отменен (жалоба в УФАС, напомним, поступила днем раньше приказа начальника СБиДХ об отмене аукционаПрим. авт.). Как можно случайно переключить регистр на одной и той же букве исключительно в названии заказа? Подчинённые сити-менеджера Дениса Агашина могут.

Однако предписания контролирующих органов в администрации Ижевска, видимо, научились обходить. Неизвестно, проводился ли в позапрошлом году ремонт первых 700 метров Славянского шоссе (от перекрёстка с Воткинским шоссе), который тоже вроде бы отменяли. Стоимость заказа почти 39 млн рублей (и здесь цифры опять «заплясали» - 55,7 тыс. рублей на погонный метр ремонта). Сегодня по внешним признакам определить что-либо уже невозможно. Вероятно, ремонтировали.

По прошлогодней документации аукциона ремонт Славянского шоссе должен был остановиться на повороте к кирпичному заводу ОАО «Альтаир». По странному совпадению ремонт нынешнего года начинается с этого же самого поворота, иначе говоря, ремонт 2013 года начался там, где должен был завершиться в 2012-м предыдущий. Кроме того, в недавнем своём посте в ЖЖ сити-менеджер Ижевска Денис Агашин, видимо, оговорился по Фрейду. Вот что он пишет о недавней встрече с представителями только что созданной на митинге общественной организации «Автомобилисты Удмуртии»: «Был вопрос по ремонту Славянского шоссе... Мы продолжим делать это шоссе». Вот так, вопреки предписаниям антимонопольщиков, вопреки отсутствию нового извещения о тендере, вопреки вообще всему, будут ремонтировать, и всё.

Закончив свои замеры на Славянском шоссе на повороте к коттеджным посёлкам, сотрудники редакции решили прогуляться по идеальным дорогам микрорайона Сосновый бор. На входе во внутренние кварталы непрошеных посетителей встречают таблички с надписями: «Въезд, проход запрещены! Частная собственность! Ведется видеонаблюдение». Да это уже, конечно, большая наглость - построить дороги за казённый счёт, а потом объявить их «частной собственностью». И вот что вдруг пришло в голову. Глава администрации г. Ижевска Денис Агашин имеет небольшой дефект речи (попросту говоря, немного картавит). Как тут не вспомнить «ошибку» с заменой кириллицы на латиницу именно на букве «р». Вроде бы мелочь, но говорящая…