Второстепенные вещи обнесли не только цветами, но и вниманием. Рядом с публичной истерикой президента УР Александра Волкова и назначением спикера Александра Соловьева в Совет Федерации всё выглядело бледно, хотя в повестке дня было немало других значительных и даже громких вопросов. Очередная сессия Госсовета Удмуртии в прошлый четверг, 25 апреля, заняла полный рабочий день и стала самой насыщенной по событиям с начала 2013 года. 

Заседание сессии должно было состояться во вторник, 23 апреля, но президиум Госсовета УР отсрочил ее на два дня. Решение о переносе принималось 19 апреля, с учетом выходных – едва ли не накануне мероприятия, и сопровождалось существенным расширением заранее утвержденной повестки. Такая вольница со стороны руководителей Госсовета УР вызвала возмущение фракции «жириновцев».

«Грубейшие нарушения порядка работы Государственного Совета! – заявил председатель депутатской фракции ЛДПР Дмитрий Кулишов в ходе обсуждения повестки заседания. – Регламентом не предусмотрена возможность переноса сессий. Постановление президиума о созыве сессии публикуется не позднее чем за 35 дней, повестка сессии – за 10 дней. В нашем случае вопрос о переносе сессии решился за 5 дней, и были внесены изменения в повестку, что само по себе является нарушением». Кулишов пообещал «единороссам», что его фракция обжалует в суде все решения Госсовета УР, принятые вопреки регламенту, и потребовал исключить их из повестки.

Спикер Александр Соловьев уже ставил было предложение Кулишова на голосование, но тут в работу сессии вмешался президент УР Александр Волков. «Александр Васильевич!.. На поводу у провокаторов!..» - донеслось до задних рядов. Соловьев тут же исправился. «Значит, сначала мы голосуем за повестку дня, которую предложил президиум», - заявил он. «За» проголосовали 65 депутатов, «против» – 15. Госсовет УР продолжил работу по плану, одобренному начальством.

Самым насущным для него был вопрос о внесении очередных поправок в бюджет. Роспись 385 млн рублей дополнительных расходов республиканской казны столкнулась с неожиданными трудностями: по словам председателя постоянной комиссии Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам Софьи Широбоковой, Минздрав УР при подготовке поправок не выполнил обычной процедуры согласования. Всего Минздраву требуется найти дополнительно 63 млн рублей на компьютеризацию и 6,7 млн рублей на капремонт медучреждений – к первому чтению эти деньги кое-как наверстали путем сокращения финансирования других нужд здравоохранения. Больше всего пострадала программа «Сахарный диабет» (минус 10 млн рублей), обеспечение пожарной безопасности в больницах (-7,4 млн) и закупка мебели (-20 млн). По словам Широбоковой, ко второму чтению после майских праздников предстоит найти другие источники финансирования, поскольку такие маневры «не поддерживаются депутатами Госсовета».

Крупнейшая добавка бюджетных денег (290 млн рублей) потребовалась Минфину Удмуртии. Как сообщил с трибуны Госсовета УР заместитель министра финансов УР Станислав Евдокимов, деньги получат госучреждения, расположенные в Ижевске, на уплату земельного налога: с 1 января 2013 года ижевская Гордума повысила ставки.

Большая часть остатка дорожного фонда прошлого года в размере 73,9 млн рублей пойдет на систему видеофиксации нарушителей ПДД (46,3 млн). К этому добавят 21,6 млн рублей дополнительного дохода от транспортного налога – деньги, собранные с водителей, потратят на рассылку им же заказными письмами штрафных постановлений по нарушениям, зафиксированным при помощи видеокамер.

После принятия всех поправок во втором чтении прогнозируемый объем доходов бюджета УР на 2013 год увеличится до 42,02 млрд рублей, расходов – до 52 млрд рублей. Дефицит останется на прежнем уровне (9,98 млрд), а госдолг с учетом фактического исполнения бюджета за 2012 год планируется к концу 2013 года нарастить лишь до 22,83 млрд рублей вместо ранее заложенных 23,31 млрд. Проект поправок к основному финансовому документу Удмуртии депутаты Госсовета УР в первом чтении одобрили единогласно. Искать деньги для Минздрава правительство Удмуртии будет до 30 мая, когда истекает срок подачи поправок ко второму чтению.

Скандальный закон о запрете митингов и демонстраций на территории УР, по признанию главы профильного комитета Госсовета УР Энвиля Касимова, принесли править на парламентскую сессию в связи с опасениями его отмены в судебном порядке. «Основанием для разработки поправок является судебная практика по оспариванию аналогичных законов в других субъектах РФ, а также выявленные в ходе реализации закона вопросы его правоприменения», - зачитал Касимов официальную формулировку. Иными словами, в декабре 2012 года в стремлении ограничить свободу собраний «единороссы» Госсовета УР в спешке приняли акт, не выдерживающий ни критики, ни практики, и теперь пытаются приблизить его к федеральному законодательству, пока это за них не сделал суд по чьему-нибудь иску.

Поправки коснулись статей 4-й и 5-й Закона УР № 71-РЗ. Сохранив установленные запреты для митингов в полном объеме, авторы законопроекта согласились разрешить проведение демонстраций по маршрутам, пролегающим вблизи остановок общественного транспорта, мостов и эстакад, – по предыдущей редакции закона провести законное шествие можно было разве что в лесу за городом, где точно нет объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, «специальные места» для проведения публичных мероприятий, список которых утверждает правительство, было предложено определять без учета «запретных» зон (к ним закон УР о запрете митингов причисляет любую городскую территорию, где есть здания органов власти, образовательные, культурные, детские учреждения, торговые центры и т. д.).

По мнению главы фракции ЛДПР Дмитрия Кулишова, вышедшего к трибуне с заявлением по этому вопросу, поправки комиссии Касимова не только не устранили прежних противоречий, но и добавили новые. «Возьмем для примера часть Центральной площади между киноцентрами «Россия» и «Ижсталь», – предложил Кулишов. - С одной стороны, это место, где проводить публичные мероприятия запрещено, так как это территория, непосредственно прилегающая к культурным организациям. С другой стороны, правительство установило это место в качестве специально отведенного для публичных мероприятий. В соответствии со ст. 4 закона это место не подходит для проведения митингов, так как не отвечает требованиям безопасности. Но при этом оно является специально отведенным – и поэтому отвечает требованиям той же безопасности… Закон требует доработки». Тем не менее фракция «Единой России» обеспечила поправкам 50 голосов «за» во втором, окончательном чтении. Десять депутатов были против, трое воздержались.

Уже на седьмом часу работы сессии Госсовета УР свой доклад об итогах антикоррупционной политики за 2012 год представил глава администрации президента УР Александра Волкова Александр Горяинов. Зал заседаний к этому времени покинули уже и сам президент Волков, и прокурор Удмуртии Сергей Панов, и глава Следственного управления СК РФ по УР Владимир Никешкин, а также значительная часть депутатов, большинство приглашенных чиновников и практически все журналисты. Никто из них так и не узнал о том, что «меры по противодействию коррупции являются приоритетными для России на современном этапе», более того, от них «зависит доверие граждан к государственным структурам, что проецируется на стабильность государства». Александр Горяинов использовал все 30 минут, отведенные ему для выступления регламентом. Его доклад был наполнен сведениями о том, сколько сотен заседаний и тысяч проверок проведено разными антикоррупционными комиссиями чиновников в 2012 году и на сколько это больше, чем было годом ранее.

Впрочем, была там и полезная информация. В частности, по словам Горяинова, в 2012 году центр социальных исследований УдГУ по заказу администрации президента УР провел опрос общественного мнения, в результате которого выяснилось: каждый четвертый житель Удмуртии (24,2%) оценивает уровень местной коррупции как «высокий», половина опрошенных (48,4%) считают его «средним», а 17,7% респондентов затрудняются дать ему определение. «Низким» уровень коррупции среди чиновников УР считает лишь каждый десятый человек в регионе (9,7%). Возможно, это сами чиновники.

Спикер Госсовета УР Александр Соловьев предложил задавать вопросы. Слово взял Владимир Чепкасов, глава фракции КПРФ. «Каким образом получилось, что после выборов в муниципальных образованиях районов УР при непосредственном содействии и участии администрации президента УР как минимум пять глав муниципальных образований – люди, которые ранее привлекались к уголовной ответственности, в том числе за мошенничество? » - спросил он Александра Горяинова.

«Да, получилось, как получилось, - ответил тот. – Что значит при содействии администрации, я не очень понимаю? Все вы участвовали в выборах». «Ну, не секрет, что главы муниципальных образований избираются голосованием депутатов…» - заспорил Чепкасов, но глава администрации президента Волкова уже набрал вторую космическую и уходил от вопроса. «Вы администрации президента отводите такую роль, какую она не имеет, и, в частности, это произошло в той публикации, которую вы об администрации разместили, и по суду она была признана ложной», - припомнил Александр Горяинов какие-то старые счеты с глазовскими коммунистами. «Но факт остается фактом, – Чепкасов пытался вернуться к теме. – Я не получил ответа на свой вопрос». «А я вам его дал!» - отрезал Горяинов. «Волковский» призыв районных глав-уголовников так и остался не проясненным на этом заседании республиканского парламента.

Председатель Госсовета УР Александр Соловьев, избранный представителем законодательной власти Удмуртии в Совете Федерации, в этот длинный день просидел в кресле спикера до самого финала. Решение о его назначении на новое место вступило в законную силу лишь через три дня. В минувший понедельник, 29 апреля, 62-летний «друг Волкова» окончательно сменил роль «третьего лица» Удмуртской Республики на статус члена высшей палаты парламента Российской Федерации.