- Какие действия были предприняты участниками-организаторами после проведённой 30 марта в Ижевске акции протеста?

- Резолюция нашего митинга «Требуем перемен!» уже на другой день, в воскресенье, 31 марта, была отослана почтой во все заявленные на публичном мероприятии инстанции – Путину, Бабичу, Соловьёву и Волкову, плюс по просьбе независимого профсоюза НПО «Ижмаш» ещё и в адрес вице-премьера Рогозина. Причём в сопроводительных письмах мы сослались на часть 2-ю статьи 18 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Эта норма закона обязывает адресатов официально отвечать на поднятые во время митинга вопросы.

- На митинге были разные лозунги, в том числе и не отражённые в резолюции публичного мероприятия.

- Планируем в ближайшее время проанализировать все попавшие в кадр лозунги-обращения, с которыми приходили на митинг отдельные группы граждан. Например, «чернобыльцы» или граждане, которых водят за нос должностные лица из администрации Завьяловского района. Чиновники должны понимать, что, если адресованные им вопросы не будут решаться в интересах людей, эти люди будут участвовать в акциях протеста и дальше. По отдельным вопросам, кстати, реакция властей появилась ещё накануне митинга – это объявленное, но пока не принятое решение заморозить до 2014 года завышенные нормативы ЖКХ, которые должны были вступить в действие с 1 апреля. Кроме того, сейчас, насколько я знаю, прорабатывается вопрос о поездке группы ижмашевцев в Москву для проведения там акции протеста. Мы, кстати, проводили подобное мероприятие в 2008 году, только тогда на пикет в столицу выезжала группа ветеранов оборонных заводов Ижевска.

- Что делает образованный на митинге «комитет перемен»?

- Утверждённый решением митинга Общественный комитет гражданских действий (ОКГД) собирался 4 апреля и определил основные действия на ближайшее время. На этой неделе мы официально обратимся к полпреду Президента РФ в ПФО Михаилу Бабичу с просьбой назначить должностное лицо, полномочное проводить политические консультации с ОКГД по вопросам, связанным с приближающимся окончанием срока полномочий Президента УР Александра Волкова и назначением указом Президента РФ временно исполняющего обязанности главы УР. От последнего мы ожидаем готовности организовать в 2014 году проведение прямых выборов главы УР с участием альтернативных кандидатов в строгом соответствии с требованиями выборного законодательства.

- Это всё?

- Только начало. В ближайшее время мы намереваемся создать интернет-площадку для публичного общественного обсуждения широкого круга возможных кандидатов в главы УР, на которой будут собираться экспертные оценки по кандидатам и политической ситуации в Удмуртии, а также проводиться голосование по обозначенным кандидатурам.

- Многих интересует, почему в массовой акции протеста не принимали участие активисты «Ижевского гражданского совета» Андрея Коновала, региональное отделение «Яблока»?

- Протестные митинги, в отличие от «путтингов», дело добровольное. Сразу после подачи в администрацию Ижевска уведомления о проведении акции протеста (это случилось 15 марта в 9 часов утра) я как официальный организатор митинга обнародовал в Интернете текст поданного мной уведомления. Там чётко записано, что помимо «ПАТРИОТОВ РОССИИ», КПРФ и независимого профсоюза НПО «Ижмаш», которые заранее дали согласие на участие в акции протеста, в митинге могли участвовать и иные общественные организации, чьё участие в публичном мероприятии будет заранее согласовано с организатором. В этом условии нет ничего необычного, поскольку я нёс серьёзные материальные риски в случае возможных нарушений достаточно строгих требований законодательства. Коновал с содержанием уведомления на митинг был знаком, поскольку в первые же часы после размещения документа в Интернете начал читать мой микроблог в Твиттере. Но никаких предложений об участии в митинге 30 марта ни от него лично, ни от «Ижевского гражданского совета», где он, безусловно, является авторитетом, ни от партии «Яблоко», в офисе которого Коновал «базируется», не поступало.

- А могли поступить?

- Вряд ли. Как только началось распространение газеты «Денёк» с информацией о времени и месте проведения митинга, в приёмную «Патриотов» стали поступать сигналы, что идёт телефонный обзвон по нашей базе сторонников с предложениями не участвовать в объединённом митинге оппозиции и отказывать «Патриотам» в помощи при распространении газеты. Это уже не нейтральная позиция, это враждебные действия, ничем не отличающиеся от методов «Единой России». Мне известно, кто и кому звонил – это люди, которые сотрудничают сейчас с Андреем Коновалом. Часть звонков шла из офиса «Яблока». Но моё самое большое потрясение – это информация о том, как 21 марта Андрей лично вытащил из почтовых ящиков в подъезде своего дома только что разложенный там номер «Денька». Информация получена из первых уст, поэтому я вынужден в это верить. При этом, что вечером 29 марта, т. е. накануне митинга, в блоге Коновала в ЖЖ размещается пост, где между делом вставляется «призыв» поддержать наш митинг. Для кого это написано? И для чего? Я считаю, что исключительно для самого себя и для своего «алиби».

- Ваша реакция?

- Мне остаётся только попросить прощения у тех пенсионеров, с которыми мы вместе прошли через десятки трудных протестных кампаний, за то, что я сам же создал Коновалу этот образ лидера протестного движения и люди в него поверили. Виноват, ошибся…

- Произошедшее размежевание как-то отразится на протестном движении в столице Удмуртии?

- Переживём. Я в это верю. Мы только что провели серьёзное публичное мероприятие, митинг 30 марта получился и массовым, и энергетически сильным. Давно уже в Ижевске не было подобных акций. Информация о нашем митинге попала в отчёты, и, я думаю, её не проигнорируют. Осенью, если в ближайшие дни не случится форс-мажор, мы в плановом порядке начнём массовое протестное наступление, кульминацией которого станет назначение указом Президента РФ временно исполняющего обязанности главы УР. Дальше прогнозировать сейчас не хотелось бы, слишком долго республикой управлял один человек и слишком многое может поменяться. Никто ведь не хочет, чтобы стало ещё хуже. А такое тоже возможно. Поэтому-то мы и должны быть активными гражданами, а не пассивными наблюдателями. Это же наш город и наша республика, нам здесь жить и работать.