На сайте госзакупок 17 августа было размещено извещение о проведении конкурса на разработку проектной документации на строительство пункта временного хранения радиоактивных веществ в селе Селычка Якшур-Бодьинского района на 206-м километре автодороги М-7 «Волга». Это территория материально-технических складов неприкасаемого запаса службы гражданской защиты, где в данный момент хранится «законсервированная» техника и оборудование на случай чрезвычайной ситуации: автомобили, обмундирование, инструменты, медикаменты, противогазы.
Заказчиком выступило госучреждение Удмуртии «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики», уполномоченным органом - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики республики. В разработке, согласовании и утверждении документации для аукциона и контракта участвовали начальник Службы гражданской защиты Удмуртской Республики Николай Кольцов, первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики Рустам Хабибуллин, директор автономной некоммерческой организации «Центр подрядных торгов и инноваций в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве» Александр Корнев, начальник радиометрической лаборатории Леонид Шмаков.
В день окончания рассмотрения срока заявок аукцион по данному лоту был признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок. Новое извещение о проведении повторного аукциона опубликовали на сайте госзакупок 24 сентября 2012 года. Почти один в один. В отличие от первого извещения в ряде документов повторного госзаказа засветилась новая информация: в графе «классификация товаров, работ и услуг» было указано: «Разработка проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию жилых и нежилых строений, благоустройство индивидуальных домов и приусадебных участков». Может быть, оговорка. По Фрейду. Иначе как объяснить тот факт, что одна только проектная документация для двух металлических контейнеров размерами с гараж, размещенных на площадке 10х15 метров, стоит почти 2 миллиона (начальная и максимальная цена контракта - 1 миллион 944 тысячи рублей)?
Повторный аукцион состоялся 8 октября. Торги выиграло ООО «Уральский региональный экспертно-сертификационный научно-технический центр ядерной и радиационной безопасности» из Екатеринбурга.
Контракт с заказчиком на выполнение работ был подписан 16 октября. Согласно документам проектную документацию в готовом виде екатеринбургские проектировщики должны сдать госзаказчику до 31 декабря 2012 года. С началом 2013 года, очевидно, начнется строительство хранилища для радиоактивных отходов.
Судя по техническому заданию, пункт временного хранения радиоактивных веществ будет представлять собой два металлических контейнера, расположенных на ровной площадке из железобетонных плит. В контейнере для хранения радиоактивных веществ размером 6х2,4х2,4 метра разместятся 3 колодца-ниши. В контейнере для метрологического участка (размер 12х2,4х3,5 м) - оборудование для проверки дозиметрических приборов.
По требованиям документации контейнеры оснащаются устройствами, ослабляющими излучение, и системой непрерывного контроля радиационной обстановки; колодцы (ниши) должны закрываться металлическими крышками; грузоподъемность загрузочных механизмов с радиоактивными источниками должна быть не менее половины тонны.
По логике вещей для хранения отслуживших на предприятиях радиоактивных приборов и веществ, для иных радиоактивных источников, действительно, нужны подобного рода склады, где бы радиационные «экспонаты» хранились до полного или частичного распада. Радиоизотопные источники энергии сегодня используются в Ижевске, к примеру, в измерительных приборах на машиностроительном заводе, на заводе пластмасс для вспенивания, на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и т. д. Строительство централизованного склада на бюджетные средства должно оказать существенную помощь предприятиям, которые сегодня в большинстве своем утилизируют вредные отходы за свой счет.
С другой стороны, стоит разобраться, каким образом создаётся эта «ядерная» свалка.
Вопросы в лоб
В четверг, 8 ноября, в селе Селычка местные жители и жители соседних населенных пунктов - Чура, Солнечного, Канифольного - собрались на общественные слушания. Люди были обеспокоены строительством мнимого объекта, который на фоне событий уходящего года, связанных с несанкционированной разгрузкой ядовитых химических отходов под Балезино, мерещится ядерным могильником.
В техническом задании на разработку проектной документации, утвержденной Николаем Кольцовым, ложно утверждается, что объект размещается в лесистой местности вдали от населенных пунктов, рек и водозаборных точек. В действительности же площадка для проектируемого объекта находится в 150 метрах от реки Иж, впадающей в Ижевский пруд и являющейся основным источником его наполнения. Село Селычка от данной площадки находится в 1650 метрах, а село Солнечное – всего в 616 метрах. Местность расположена в бассейне трех рек – Чур, Селычка и Иж.
Для жителей республики эта местность считается рекреационной, это зона отдыха, рыбалки, сбора грибов и ягод. Поблизости от Селычки располагаются 5 детских оздоровительных лагерей и санаториев, детский сад и базы отдыха. Большинство населения МО «Селычкинское» работает в перечисленных учреждениях.
«Показательно, что по поводу ввода нового нешуточного объекта не было объявлено никаких публичных слушаний, - рассказывает депутат Як.-Бодьинского районного совета депутатов Василий Николаев. - Случайно узнав о готовящемся строительстве пункта временного хранения радиоактивных веществ, пришлось в экстренном порядке организовать сход. Собралось более сотни человек. 20 из них выступили. На встречу с нами явились представитель от Службы гражданской защиты Удмуртии Николай Кольцов, начальник радиометрической лаборатории Леонид Шмаков, начальник отдела Главного управления МЧС по Удмуртии Сергей Гаранин».
По сообщениям присутствовавших на общественных слушаниях, Николай Кольцов заверял собравшихся в безопасности проектируемого объекта, в том, что естественный фон радиации со строительством пункта не изменится, говорил, что объект можно строить даже на нулевом расстоянии от населенных пунктов. Он отрицал планирование пункта хранения радиоактивных веществ, убеждая, что объект будет использоваться исключительно как метрологический участок для проверки дозиметрических приборов. «Счётчик Гейгера – это небольшая пластина, - сказал он. – Всю ее радиоактивность можно прикрыть обрывком газеты». Вконец он заявил, что склады гражданской обороны – это ведомственное помещение и что по строительству на данной территории он вообще не должен ни перед кем отчитываться. Между тем из утвержденного им же технического задания следует, что объект представляет собой повышенную опасность и должен быть размещен вдали от населенных пунктов, рек, водозаборных точек. Техническим заданием предусмотрено превышение допустимого уровня радиационного излучения на наружной стенке модуля в пять раз, в центре помещения – в 40 раз.
Леонид Шмаков поддержал коллегу, заверив, что опасности для населения нет. «Всё будет построено по ГОСТам и СанПиНам. Заниматься строительством объекта будет организация с лицензий». Позже в одном интервью он сказал, что пункт будет построен для принятия бесхозных источников радиации. «При различных ЧС он будет готов принять опасные радиоактивные вещества, — добавил Леонид Шмаков. - Варианты другого размещения пункта хранения радиоактивных отходов нами не рассматривались».
На заданные вопросы внятных ответов собравшиеся так и не получили и пришли к выводу, что дозиметры – счётчики Гейгера, которые якобы будут храниться в проектируемом объекте, просто ширма. По итогам общественных слушаний жители подписали открытое обращение к председателю Правительства УР Юрию Питкевичу, в котором потребовали «пересмотреть вопрос о целесообразности строительства пункта хранения радиоактивных веществ». «В случае подтверждения его необходимости, - пишут местные жители, - поручить исполнителю в лице более компетентных сотрудников выбрать новое место расположения данного объекта… действительно удаленное от населенных пунктов, рек, водозаборных точек и рекреационных зон». В общем, в любом случае они против строительства пункта временного хранения радиоактивных источников на территории Якшур-Бодьинского района. На сегодня ответ на это обращение из Правительства УР так и не поступил.
Уже подставили…
Гирьку на чашу весов, склонившуюся в сторону недоверия к властям, добавил случай, произошедший в июне нынешнего года. «Если бы вы не «обули» нас с химией, которую тайно завезли из Балезино, может, мы вам и поверили бы, - заявил на сходе главный врач санатория «Селычка» Георгий Запивлов.- Мне ежедневно звонят обеспокоенные родители и спрашивают, стоит ли отправлять к нам детей на летний отдых». Эта история с завозом на территорию упомянутых складов гражданской защиты 43 ёмкостей по 500 литров каждая того самого балезинского тетрахлорметана, смешанного с гудроном, в отличие от инцидента в Балезино не попала в СМИ. По неофициальной информации, данный эпизод присутствует в материалах уголовного дела, заведённого в отношении незаконного сброса ядовитых веществ в Балезино (угол. дело № 35/147, возбуждено 14.03.2012 г.). Операция проводилась втайне от жителей. Муниципальные власти отрицали данную информацию, говорили, что завезли, по одной версии, пустые бочки, по другой – бочки с чистым гудроном для экспертизы. И только после того, как охранники складов подтвердили факт вызова подъемного крана, водители рассказали, что доставили груз из Балезино, а жители надавили, и властям пришлось сознаться и пообещать вывезти контейнеры с территории складов. С момента этих обещаний скоро пройдет полгода, а контейнеры так и не сдвинули с места их несанкционированного хранения.
«На сходе представители заказчика объясняли нам, что в помещении для хранения радиоактивных отходов будут храниться только приборы дозиметрического контроля. В документации – иная формулировка – «радиоактивные вещества», и это понятие много шире обычных счётчиков, - рассказывает депутат Як.-Бодьинского районного совета Вячеслав Шахтарин. - В бюджете республики не заложено средств для приведения территории, на которой планируется строительство, в соответствие с теми нормами, которые требует содержание столь опасных сооружений. На положенные средства оповещения, средства индивидуальной защиты, ограждения, перекрытия денег не заложено, хоть формально всё это и значится в техническом задании. По моей версии, на проектируемый объект планируется свозить все радиоактивные источники со всех предприятий Удмуртии».
«Доверия нет, - объясняют люди. – Что будет храниться в этом пункте при таком отношении к нам, не узнает никто. Допуск на территорию будет строго ограничен. Кто дает гарантии, что во временном пункте хранения не станут принимать радиоактивный хлам со всей России? У нас нет ничего более постоянного, чем временное. Мы против строительства временной радиоактивной свалки в нашем районе, и если будет нужно, перекроем федеральную трассу».
Раскрыты карты
Для того чтобы стала понятна необходимость ввода пункта временного хранения радиоактивных веществ, достаточно, оказывается, было ознакомиться с ведомственной целевой программой «Развитие гражданской обороны Удмуртской Республики на 2012-2014 годы», постановление об утверждении которой было подписано 1 августа 2011 г.
председателем Правительства УР. Цель программы – обеспечение защиты населения, помимо всего прочего, от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Одна из задач – «повышение уровня защищенности населения Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций радиационного характера». В рамках решения этой задачи планом целевой программы за пунктом 5 предусмотрено «строительство модуля для хранения радиационных источников и проведение поверки дозиметрических приборов для временного хранения и размещения радиационных источников до сдачи их в специализированные учреждения». По мнению разработчиков программы, введенный в эксплуатацию объект позволит повысить уровень защищенности населения от чрезвычайных ситуаций радиационного характера. Объем финансирования данного пункта на 2012 год как раз 2 млн рублей. Исполнителем программы назначено ГУ УР «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики».
Всего на реализацию программы «Развитие гражданской обороны УР на 2012-2014 годы» в течение трех лет из бюджета Удмуртии будет выделено 57 миллионов 214 тысяч рублей.
Из опубликованного документа стали известны и другие сведения. Практически находка для шпиона. «В настоящее время в Удмуртской Республике сложилась ситуация, которая обусловлена комплексом проблем, связанных с недостаточным финансированием мероприятий по гражданской обороне. Одной из основных проблем, требующих решения, является обеспечение необходимых условий хранения имущества гражданской обороны на складах гражданской обороны Правительства Удмуртской Республики», – сообщается в документе.
Читаем дальше: «В настоящее время состояние складской базы крайне неудовлетворительное. В среднем процентный износ складов гражданской обороны Правительства Удмуртской Республики составляет 40%. Протечки крыш, нарушение гидроизоляции и, как следствие, повышенная влажность, неудовлетворительное состояние средств ограждения и иные неблагоприятные факторы на местах хранения приводят к преждевременному выходу из строя имущества гражданской обороны. Для ремонта складской базы необходимо выделение значительных финансовых средств...
Существующая система оповещения населения Удмуртской Республики об опасностях позволяет оповестить всего 64% населения республики. Технические средства оповещения, введенные в эксплуатацию в 1971 году, морально и технически устарели. По этой причине не обеспечивается своевременное доведение сигналов и распоряжений до органов управления и гарантированное оповещение населения Удмуртской Республики в случае военных действий... Специализированные автомобили были приобретены в 1996 году и на сегодняшний день выработали свой ресурс эксплуатации, а технические средства управления и автоматизации морально устарели и не обеспечивают в полном объеме выполнение задач по предназначению... Остро стоит вопрос обучения населения в области гражданской обороны. Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Удмуртской Республики не в полной мере соответствует требованиям рекомендаций МЧС России по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации... На учете ГУЗ «Первая РКБ Минздрава УР» имеется защитное сооружение гражданской обороны для нетранспортабельных больных. На сегодняшний день в убежище необходимо проведение работ по восстановлению гидроизоляции, герметизации, инженерных систем, по приобретению и монтажу инженерно-технического оборудования».
Как говорится в документе, «вышеперечисленные проблемы накапливались в течение последних 15-20 лет, требуют комплексного подхода и соответствующего уровня финансирования». По данным программы, готовность сил и средств гражданской обороны в республике сегодня обеспечена на 40%. Сохранность имущества гражданской обороны – на 60%. Техническая готовность систем управления и оповещения населения об опасностях – на 30%. Техническая готовность убежищ для нетранспортабельных больных - на 50%. Защищенность населения Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций радиационного характера обеспечена сегодня на 0%. Видимо, для улучшения этого показателя и понадобилось строительство пункта временного хранения радиоактивных веществ.
Вмешательство и замешательство прокуратуры
Как сообщили в Прокуратуре Удмуртской Республики, Управление по надзору за соблюдением федеральных законов открыло проверку на предмет законности выделения земельного участка для строительства проектируемого объекта. Срок завершения проверки – середина текущей недели. Просачивались сведения о том, что две проверки прокуратуры по данному факту прошли еще летом.
Данную информацию ведомство опровергло, пояснив, что летом на территории складов службы гражданской защиты проверки велись по другому поводу – оценивалось состояние мобилизационного резерва.
Редакция «Д» будет следить за развитием этих событий. А пока есть предложение к властям: если проектируемый объект настолько безопасен, что для защиты от радиации достаточно «клочка газеты», может быть, перенести строительство этого склада в элитный микрорайон «Сосновый бор» - поближе к дому премьера Питкевича и его заместителей. Чем не тест на доверие.