2.jpg


Ирина Попова состоялась как кукольница ещё задолго до того, как был сделан первый «пробный» экземпляр. Её любовь к антикварным музыкальным шкатулкам и куклам-автоматонам определила творческую биографию. «Я всегда любила сказки, - рассказывает Ирина. - Помните «Городок в табакерке» Ф. М. Одоевского? Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, господин валик…. Но это была сказка в теории. Таких музыкальных шкатулок в моём детстве не было. Но Интернет – это волшебная дверца. Каких только шкатулок я там не увидела! Антикварные, с механическими птичками, танцующими балеринами… Целые действа разыгрывались, фигурки катались на коньках, танцевали возле ёлки, маленькие паровозики ездили по рельсам, и даже разыгрывались целые театральные постановки! Крошечные фигурки жили своей жизнью… Для меня механика в куклах – это иллюзия, магия, волшебство, детство… Мне очень понравилось, как сказал об этом один из зрителей, – «оживает пространство, в которое кукла помещена, мир... начинает дышать».


Переступая порог дома Ирины Поповой, понимаешь, что так горячо любимая ею сказка живёт здесь в каждом углу. Ирина не только кукольница, но и коллекционер. В зале на полках шкафов стоят антикварные куклы, механические шкатулки, куклы-автоматоны, все они были куплены на зарубежных интернет-аукционах. Совсем древних вещей там нет, но возраст кукол весьма почтенный. Также в зале нашлось место и для авторских кукол самой Ирины Поповой. Каждая её кукла детально проработана, вплоть до миниатюрных пуговиц на жакете и сшитых маленьких сапог. Каждая кукла мастера фактически является «самодостаточной личностью» со своей историей и характером. С кукольными механизмами Ирине помогает разобраться её муж.


«Отношения с механикой у меня достаточно сложные: я её люблю, но совершенно не понимаю, - говорит Ирина. - Несмотря на то что училась я в техническом вузе, физика прошла мимо меня, увы… Если бы я только знала тогда, как буду сожалеть об упущенных возможностях! Но мой супруг, Сергей, восполняет мои пробелы и оказывает техническую поддержку. Правда, объяснять он не очень умеет и, бывает, выходит из себя - как можно не понимать таких элементарных вещей… У мужчин голова работает по-другому, для них вся эта механика яснее ясного, но я тоже очень стараюсь. Я люблю разобрать заводную игрушку, посмотреть, что там и как работает, попытаться собрать её снова. Иногда остаются лишние запчасти, но это как побочный эффект моего познания мира. Во всяком случае, я теперь хорошо знаю и понимаю устройства музыкальных шкатулок и даже смогла отреставрировать одну сломанную антикварную шкатулку».


Куклы Ирины Поповой хоть и сделаны одним мастером, но выглядят и ощущаются совершенно по-разному. Кажется, что не она придумывает персонажи, а они помогают проявить ей свою суть. Мастер следует одному внутреннему правилу – кукла имеет право быть любой. От этого куклы так свободны в своём выражении индивидуальности. Чаще всего куклы мастера появляются благодаря приобретённым механизмам, которые в воображении мастера начинают работать нетипичным образом.


«Работа «Несравненная мадам ЖУ-ЖУ и Пьер Жульен великолепный» родилась благодаря антикварному станочку для намотки пружин, - делится секретами Ирина Попова. - Очень изящная, красивая вещица, купленная по случаю ради любви к искусству. Она и явилась вдохновителем идеи и движущей силой. В другой работе использован механизм от музыкальной шкатулки – он позволил Мэри Поппинс ловить ветер зонтиком. Ещё можно использовать механизм от заводной машинки. Главное, нужно придумать, как его применить. Вот, например, у Пеппино Буффоне использован как раз такой механизм, который позволяет ему жонглировать мячиками. В последней работе - «Истории про Драконов, Рыцарей и Принцесс» - крутильный механизм был сделан с нуля, но там совершенно нет ничего сложного – диск, ось и ручка. Есть желание перейти полностью на самодельные механизмы, на кинетику».


Ещё 10 лет назад о кукольном мастерстве Ирина и не помышляла - «кукольники казались мне небожителями, а их искусство – уделом избранных». Но по воле случая она попала на мастер-класс по созданию кукол из фарфора. «Я помню, как я тогда гордилась своей первой куклой – страшненькой лесной феей. Это был мой первый опыт в лепке вообще. Она казалась мне пределом совершенства и долго «украшала» своим видом наш дом», - говорит Ирина. Через год после первого опыта лепки куклы мастер приобрела корпус от старинных часов, Франция конца XIX века, и муж, вспомнив, что в доме есть материал для лепки кукол, предложил слепить куклу-часовщика.


Ирина продолжает: «Фимо оказался на удивление податливым материалом, вылепливался практически сам, я не уставала удивляться этому процессу. С «часовых дел Мастера» началась серия «Город Мастеров» - всё в корпусе от часов: Сапожник без сапог, Кутюрье, Пекарь, средневековый Аптекарь…»


Свои куклы Ирина Попова никогда не продавала и не делала их на заказ, считая, что этим может заниматься не каждый, ведь нужно подстраиваться под настроение и запросы заказчика. А она больше любит свободу творчества, «ничем не ограничивается, кроме своей фантазии».


«Недавно в Ижевске была Елена Образцова с концертом, - говорит мастер. - Ей оформляли мини-гостиницу авторскими куклами, в том числе и моими. Мне позвонили, что Елене Васильевне понравились мои мастеровые и она хотела бы их приобрести… Это было так удивительно! Легенда, мировая звезда и мои куклы! Я подарила ей Аптекаря - он единственный остался у меня, всех остальных я уже пристроила по родным. Так что Аптекарь устроился весьма неплохо, а у меня теперь есть автограф Елены Васильевны, написанный красивым, изящным почерком, с пожеланиями и словами благодарности. Вот так куклы становятся проводниками в мир интересных встреч с необыкновенными людьми».




2_2.jpg