4.jpg


Это учебное заведение входит в сотню лучших учебных заведений России. Учащиеся колледжа со всех всероссийских конкурсов возвращаются победителями и лауреатами. Сегодня из выпускников колледжа полностью укомплектовываются преподавательский состав детских школ искусств, отделы культуры районных администраций и практически все ведущие творческие коллективы республики: Государственный академический ансамбль песни и танца «Италмас», Государственный театр фольклорной песни «Айкай», ансамбль народной песни, музыки и танца «Танок», Государственный духовой оркестр УР «Арсенал-бэнд», Государственный симфонический оркестр УР, оркестр и хор Театра оперы и балета УР, Государственная академическая капелла Avis Cantu, Муниципальный камерный хор им. П.И. Чайковского.


С жаром «рвут» выпускников, особенно духовых отделений, консерватории и аспирантуры России, Австрии, Германии, Италии, США.


«Петр Ильич Чайковский давно уже должен стать брендом Удмуртии, - говорит директор Республиканского музыкального колледжа, заслуженный деятель искусств Удмуртии Михаил Перфильев. – Чайковский – это мировое имя! Мне кажется, мы себя недооцениваем. Но сделать это сегодня будет непросто – нужны возможности. А возможностей принимать у себя исполнителей и артистов мирового масштаба на достойном уровне у нас не имеется. Не можем мы похвастаться хорошим концертным залом, в котором должен стоять орган, которого у нас нет. Ровно как нет у нас площадки, на которой можно исполнять и слушать музыку Чайковского в полноценном акустическом звуке, так чтоб до печенок, до дрожи в коленках пробирала.


Самое больное наше место – материально-техническая база. Колледж остро нуждается в капремонте, реконструкции зрительного зала, расширении площадей, собственном общежитии, обновлении музыкальных инструментов. Выстроенное в 1969 году здание музыкального училища ни разу капитально не ремонтировалось. В то время как на капитальный ремонт музучилища в Чебоксарах выделено 19 миллионов, в Саранске училище реконструируют, устанавливают орган, училища культуры в Казани и Йошкар-Оле существуют на базе и балансе президентских школ. В Уфе активные вливания средств в музучилище произошли во время перестройки, чего не было у нас.


Здание, в принципе, не сильно изношено. Строительства нового здания мы не просим. Нужно всего лишь укрепить расшатанный, гнилой, потрескавшийся фундамент. Отремонтировать залатанную вдоль и поперёк крышу. Звукоизолировать учебные классы. Сделать пристрой для малого концертного зала, репетитория, спортивного зала и общежития».


Средства, которые выделяются бюджетом на поддержание материально-технической базы, – 100 тысяч рублей в год - рассчитаны только на текущий ремонт. Причём поступают они, как правило, после выдачи надзорными органами очередного предписания на устранение нарушений. Этих денег хватает лишь на то, чтобы залатать дыры до первой весны. Каждый год руководство колледжа пишет письма президенту республики, в Правительство УР с просьбой включить колледж в реестр на капитальный ремонт. Однако письма возвращаются учредителю - Министерству культуры, печати и информации УР.


В Минкульте эти просьбы неизменно отклоняются, несмотря на утверждённые проекты реконструкции и гарантийное письмо за подписью бывшего зампреда Правительства УР Натальи Хариной о том, что республиканский колледж будет внесён в реестр на капитальный ремонт по целевой программе.


Раз в два года колледж выигрывает полуторамиллионный гранд, участвуя в конкурсе между учреждениями среднего профессионального образования. Но полученные средства моментально «съедаются».


Последний раз новые инструменты колледж приобретал в 1984 году. На сегодня музыкальные инструменты, на которых ребята занимаются ежечасно, выработали двойной ресурс и износились на 90-95 процентов. «Дрова», - бросают в сердцах мастера, уставшие их чинить.


Концертный рояль сейчас стоит 1,5 миллиона рублей, фортепиано - 250 тысяч рублей, аккордеон и баян - по 200 тысяч рублей. Инструменты же должны стоять в каждом учебном классе, в репетиториях, в концертном зале. Говорить об органе не приходится, несмотря на то, что занятия на нём предусмотрены учебной программой. Студенты занимаются на электроинструментах, жалко имитирующих звучание органа.


В бюджете финансирования учебного заведения отсутствует строка командировочных расходов, фонд был отменён 20 лет назад. Выезды на смотры, конкурсы, которые являются важной составляющей обучения и с которых, как правило, учащиеся Республиканского музыкального колледжа возвращаются с Гран-при и призовыми местами, оплачиваются самостоятельно.


Кадры и миграция


На площадке колледжа образовалось с десяток коллективов: оркестр народных инструментов, оркестр баянов и аккордеонов, хор академического пения, ансамбль скрипачей, фольклорные ансамбли, камерный оркестр, духовой оркестр, симфонический оркестр, ансамбль домр. В 1992 году при колледже была открыта средняя специальная музыкальная школа. В педагогическом составе учебного заведения около полутора сотен сотрудников. Многие из них – бывшие выпускники колледжа. Большая часть педагогов имеют почётные звания, награды, почётные знаки, грамоты.


Молодых преподавателей привлечь сложно. Начинающие специалисты получают зарплату, не совместимую с жизнью. В основном коллектив возрастной: от 40 до 70 лет. В возрасте до 30 лет – всего четверо. Преподаватели с 20-летним стажем, высшей квалификационной категорией, почётными званиями, надбавками по выслуге лет, работая на двух ставках, получают до 20 тысяч рублей.


Выпускники музыкального училища благополучно находят себя за пределами республики и России. Основная причина переезда – социальный фактор. Порядка 40 процентов учащихся Республиканского музыкального колледжа – жители сёл и деревень Удмуртии. При всём желании работать, даже на две полные ставки, начинающие музыканты-выпускники колледжа на свою зарплату не могут приобрести жильё даже по льготным ипотечным программам.