6.jpg


Проект бюджета Удмуртской Республики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов поступил в Госсовет УР из правительства во вторую декаду октября, когда новый состав республиканского парламента еще не был известен. Формально работать над основным финансовым документом в Госсовете УР было некому вплоть до прошедшего вторника – лишь в этот день определился состав постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам. Сжатые сроки тем не менее вряд ли сильно осложнят бюджетный процесс, так как никто не в состоянии помешать абсолютному большинству «единороссов» в Госсовете УР утвердить всё, что спущено «сверху».


Законопроект, за который им предстоит проголосовать, весьма необычен. Суть новшества в том, что в «бездонном» бюджете России, похоже, закончились деньги. Теперь налогоплательщикам Удмуртии придется раскошелиться не только на волковские причуды, но и на путинский популизм.


Доходы и оптимисты


Самые общие параметры будущего закона о бюджете не слишком отличаются от тех, что закладывались в соответствующие законопроекты на 2011-й и 2012 годы. Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, Министерство финансов УР при его формировании исходило из «умеренно-оптимистичного» сценария развития республиканской экономики на 2013 год, включающего 2,7-процентный рост валового регионального продукта и 7,2-процентное увеличение облагаемой налогом прибыли местных предприятий. Сбор налога на прибыль организаций, таким образом, должен составить 15,307 млрд рублей (37% от всех доходов казны Удмуртии). Это на 3,4 млрд рублей больше, чем первоначально закладывалось в бюджете УР на 2012 год.


Четверть доходов бюджета УР на 2013 год должны составить поступления от налога на доходы физических лиц. Это те 13 копеек, которые работодатели удерживают в пользу казны с каждого «белого» рубля зарплаты каждого работника – к сожалению, без его деятельного участия, а по большому счету, и без его ведома. Отсутствие у граждан привычки считать свои налоги удобно чиновникам, ежегодно твердящим про «мы выделили», «мы профинансировали» и «мы поработали», тогда как в реальности чиновник не зарабатывает ничего, а лишь распределяет чужое. Всего в 2013 году правительство Удмуртии планирует поделить 10,336 млрд рублей, взятых с 515 тыс. работающих жителей региона.


Третьим номером в списке крупнейших источников дохода бюджета-2013 значатся акцизы – почти 5 млрд рублей с продаж нефтепродуктов и алкоголя, которые косвенным образом также будут изъяты из кошелька конечного потребителя. И лишь на четвертом месте по значимости стоят «безвозмездные поступления», иначе говоря, поддержка из бюджета РФ.


Прогноз поступлений федеральных средств в Удмуртию взят из проекта российского бюджета на 2013 год, уже принятого в Москве в первом чтении. Общий объем помощи от федерального центра оценивается в 4,559 млрд рублей. Это вовсе не окончательная цифра: российская казна, так же как и бюджет УР, в течение года неоднократно пересматривается, и размер федеральной поддержки может быть существенно (в разы) увеличен. Так было и в 2011 году, когда сумма субсидий для Удмуртии возросла с 6,532 до 15,945 млрд рублей, и в 2012 году, до конца которого Минфин УР планирует получить 10,357 млрд рублей субсидий вместо 4,752 млрд рублей, ожидавшихся изначально.


Однако в расходной части бюджета УР на 2013 год заложена бомба, которая отличает его от всех предыдущих. Это затраты на поэтапное увеличение зарплаты бюджетников в соответствии с указами Президента РФ Владимира Путина, подписанными 7 мая 2012 года во исполнение его же предвыборных обещаний. Они обойдутся республиканской казне в 3,249 млрд рублей и, похоже, не будут компенсированы мерами федеральной поддержки.


Расходы и пессимисты


Динамика распределения государственных расходов Удмуртии за 2011-2013 годы (см. диаграмму) дает хорошее представление о приоритетах будущего бюджета. Общий «вес» расходной части – 41,249 млрд рублей. Это меньше, чем ожидается по итогам текущего 2012 года (42,926 млрд руб).


Значительное сокращение финансирования в бюджете-2013 уготовано сферам ЖКХ и, в особенности, здравоохранения. В деле медицины есть два существенных момента: во-первых, в 2012 году заканчивается действие республиканской программы капитальных вложений в эту отрасль, поэтому в 2013 году она лишится «сверхнормативных» программных отчислений; во-вторых, действуют поправки в федеральное законодательство, в соответствии с которыми размер выплат из республиканского бюджета в Фонд обязательного медицинского страхования за каждого неработающего жителя УР поэтапно увеличивается до реальной стоимости базовой программы ОМС. Такие выплаты в 2013 году отнимут 4,819 млрд рублей из 8,068 млрд рублей, выделенных на здравоохранение, – это исторический максимум их удельного веса.


Темпы роста финансирования остальных отраслей по сравнению с 2012 годом достаточно невелики, особенно с учетом инфляции. Исключений два: раздел «общегосударственные расходы» (рост с 2,275 до 5,328 млрд рублей) и раздел «национальная экономика» (с 6,496 до 9,643 млрд рублей).


Именно к «общегосударственным расходам» наряду с содержанием центрального аппарата чиновников причислены затраты на повышение зарплат работникам бюджетной сферы. Это символично: после массовых антиправительственных выступлений «рассерженных горожан» лояльность зависимых бюджетников – вопрос выживания для чиновничьего класса, «вопрос государственной важности».


Проблема заключается в том, что процветание бюджетникам пообещал президент Путин, а издержки легли на региональные бюджеты, и без того обескровленные многолетним перераспределением доходов в пользу федерального центра. Конкретно для Удмуртии это означает, что из 3,249 млрд рублей ее собственных средств, которые она потратит на повышение бюджетных зарплат, российская казна пока готова компенсировать лишь 877,4 миллиона. Если учитывать проблемы, которые возникают при верстке самого бюджета РФ из-за циклопических расходов на «оборонку», то существенное увеличение федеральной компенсации для Удмуртии выглядит маловероятным.


И в середине октября в связи с этим уже прозвучало слово «дефолт». Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Standard&Poor’s, уже в 2013 году половина регионов России может потерпеть банкротство. Именно дополнительный груз предвыборных обещаний Путина, по мнению аналитиков, грозит регионам финансовой несостоятельностью. Общая стоимость этих обещаний оценивается в 4,8 триллиона рублей (8% ВВП России), и до 85% этих расходов ляжет на бюджеты субъектов РФ, если федеральная политика по этому вопросу не изменится.


Полностью вразрез с таким положением вещей в октябре прозвучали слова министра финансов УР Валерия Богатырева, сообщившего, что Удмуртия рассчитывает на помощь федерального центра в решении своей долговой проблемы. «Не так страшен госдолг, важно, как успешно регион его может обслуживать, - заявил министр Богатырев 9 октября по итогам «сдачи» правительственного проекта бюджета. - Если 5 лет назад долг был только у 15 субъектов федерации, то сейчас 60% регионов имеют долговую политику. Это общая тенденция. Она усилилась после того, как 3 года назад у нас забрали отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых. Сейчас ежегодно мы таким образом теряем 2 миллиарда рублей. Будем ставить вопрос, чтобы вопрос госдолга решался за счет федерального бюджета».


Если тревоги именитых финансовых аналитиков S&P имеют под собой основания, то расходная часть бюджета-2013 в части «национальной экономики» (9,643 млрд рублей) выглядит трюком без страховки.


Из этих средств 1 млрд рублей предназначены на строительство многострадального моста через Каму на границе с Башкирией, 4 млрд рублей – на дорожный фонд и 2 млрд рублей – на капитальное строительство вне отраслевых бюджетных программ. Эти расходы в случае замедления экономического роста, очевидно, первые в очереди на сокращение. Если же сбудется «умеренно-оптимистичный» прогноз Минэкономики и Минфина УР, то тема удмуртского колорита в освоении бюджетов на дорожном строительстве и ремонте – какие-то четыре миллиарда! – весь 2013 год будет одной из центральных.


На благо кредиторов, в единой упряжке


«Не так страшен госдолг, важно, как успешно регион его может обслуживать», - сказал министр Богатырев. И правда, бюджет Удмуртии постепенно превращается в успешный и дисциплинированный обслуживающий придаток государственного долга УР – к концу 2013 года власти республики планируют довести бюджетную задолженность до 23,206 млрд рублей, что составит 63 процента от собственных доходов казны. Это очередной рекорд.


Однако сравнивать собственные доходы с объемом привлеченных заимствований – уже вчерашний день. Все более интересными становятся суммы, которые правительство Удмуртии готово тратить на выплату процентов по банковским кредитам и облигационным займам. Так, в бюджете УР на 2013 год предусмотрены расходы на обслуживание госдолга в размере 1,906 млрд рублей, что составляет 4,5% от всех бюджетных расходов! Это в 3 раза больше, чем годовые ассигнования бюджета-2013 на культуру, в 2,5 раза больше, чем выделено на развитие спорта, и в 2 раза больше объемов финансирования сферы ЖКХ. Плата за пользование чужими деньгами обойдется в сумму, на которую больше года может жить любой из городов Удмуртии, не считая Ижевска.


Говоря о долговых проблемах Удмуртии, республиканские чиновники обычно ссылаются на опыт других регионов. Действительно, сам по себе гигантский объем госдолга УР не является чем-то уникальным, а в долговом рейтинге 14 субъектов Приволжского федерального округа Удмуртия находится на 6-7 месте как в абсолютных цифрах, так и в пересчете на собственные доходы бюджета. В то же время в некоторых регионах с большими долгами (Татарстан) подавляющее большинство заимствований приходится на федеральные бюджетные ссуды, которые не являются рыночным инструментом и не уносят в пользу частных кредиторов бешеные проценты; в некоторых других субъектах ПФО (Саратовская область) политика роста займов на рынке уже привела в 2012 году к секвестру бюджета посреди финансового года и всем сопутствующим волнительным процедурам.


«Будем ставить вопрос, чтобы вопрос госдолга решался за счет федерального бюджета», - сказал министр Богатырев. Так как глава Минфина УР не уточнил альтернативу, очевидно, ответов на этот вопрос может быть только два: положительный и дефолтный.


О приятном


Расходы на содержание бюрократии, в отличие от зарплат учителей и врачей, растут и без высочайшего указания – автоматически. На президента Удмуртии Александра Волкова бюджет УР потратит в 2013 году 4,063 млн рублей, на председателя правительства Юрия Питкевича с заместителями – 21,786 млн рублей, на оплату труда остальных высших чиновников – 115,998 млн рублей. Оптимизация численности Госсовета УР со 100 до 90 депутатов не даст экономии на парламентской бюрократии – она обойдется в 113,377 млн рублей, включая 4,027 млн рублей денежного содержания спикера Александра Соловьева и 18,066 млн рублей на зарплаты остальных депутатов «на освобожденной основе».


Не все расходы на чиновников, однако, проходят по разделу «общегосударственных вопросов». Часть из них отнесена на счет «социальной политики» - например, 50,521 млн рублей на «предоставление гарантий лицам, замещающим государственные должности Удмуртской Республики» («иные выплаты населению»). Эта часть населения Удмуртии из примерно тысячи человек на постах, внесенных в Реестр должностей госслужбы УР, имеет право сразу на несколько приятных дополнений к зарплатам и пенсиям – нетрудно подсчитать, сколько в среднем приходится в год на одного человека.





6_1.jpg


6_2.jpg