4.jpg



Театральную постановку «Франкенштейна» режиссёра Дени Бойла - постановщика открытия Олимпиады-2012, обладателя «Оскара» за «Миллионера из трущоб», ставшего культовой фигурой современной британской культуры за фильм «На игле», - можно назвать самым успешным и невообразимым воплощением явления «Франкенштейн».


В конце 2010-го – начале 2011 года «Франкенштейна» играли на сцене Лондонского национального королевского театра. Главные роли исполнили два британских актёра - Джонни Ли Миллер и Бенедикт Камбербэтч. За свои работы в «Франкенштейне» актёры получили всевозможные награды, в том числе самую высокую награду мирового театрального искусства - «Премию Лоуренса Оливье».


В Лондоне спектакль шёл три месяца при полном аншлаге.


После того как спектакль завершил свою сценическую жизнь, в прокат была выпущена его видеоверсия - профессионально снятая и смонтированная трансляция театральной постановки. Её посмотрели более 150 тысяч зрителей по всему миру. Из них 16 тысяч в России - на показах в Санкт-Петербурге и Москве также были аншлаги.


Появление сенсационного спектакля в Ижевске – удивительная удача. Благодаря Анне Вардугиной, которая договаривалась с прокатчиками, и поддержке Ижевского киноклуба Андрея Смирнова 27 и 28 октября в кинотеатре «Дружба» состоялись единственные видеопоказы спектакля «Франкенштейн» Лондонского национального театра.


«Три месяца я поедом ела мозг единственному человеку в городе, который занимается прокатом немассового кино в Ижевске, Андрею Смирнову, - рассказывает культурный обозреватель, критик, журналист Анна Вардугина. - О спектакле я много читала и подозревала, что в нём есть нечто грандиозное - о нём писали взахлёб, в превосходных тонах. Так совпало, что я оказалась в Москве как раз в тот день, когда там шёл показ «Франкенштейна». И для меня, человека, больше 10 лет серьёзно занимающегося театром, это был настоящий культурный шок и колоссальное личное потрясение. По большому счёту, жизнь разделилась на «до» и «после». В одном из наших разговоров Андрей меня спросил, что у меня с «Франкенштейном» (я упрашивала его привезти спектакль ещё в июне, когда в России только-только начался прокат, но тогда мы порешили не делать этого в «мёртвый» летний сезон). Я рассказала, что спектакль прекрасен, и что сама я посмотрела видеоверсию 11 раз, и что прокат пока возможен, хотя и цены, установленные Лондоном, очень высоки. И Андрей сказал: «А давай рискнём!» Рискнули.


Самая большая сложность была – в преодолении стереотипа ижевчан о том, что видеопоказ не должен так дорого стоить. Ведь сама политика киноклуба Андрея - доступный арт-хаус в массы, билет за сеанс – не дороже 150 рублей. Но что поделать, было выставлено жёсткое условие британской стороны - 600 рублей минимум. Пришлось также убеждать кинотеатр в том, что зрители будут. Это самые дорогие кинопоказы за всю историю проката в Ижевске! Администрация кинотеатра боялась, что зал будет пуст, и не хотела давать сеансы.


Ни ради чего другого не взялась бы, – говорит Анна. - Но тут - дело любви и принципа. В нашем городе подобного - по режиссёрскому мастерству, по актёрским работам, по техническому совершенству сценографии – театра никогда не было. Мне хотелось, чтобы ижевчане увидели, КАКОЙ бывает театр».


«Мы сомневались, придут ли зрители при назначенной неожиданно высокой цене билета, – рассказывает куратор Ижевского киноклуба Андрей Смирнов. - Цена диктовалась прокатчиками. У нас не было опыта работы с такими ценами - поэтому был риск. Но мы на него пошли. И не зря. На показы с такой ценой билета случайная публика не приходит. В зале было много зрителей, многие из тех, кто был в первый день, пришли во второй раз. Те, кто не попали в первый день, жалели о том, что пропустили первый сеанс. Судя по отзывам, которые мы потом услышали, мы поняли, что такой показ ижевчане ждали, он произвёл сильнейшее впечатление».


Франкенштейн - истинно - спектакль - озарение


Гениальный учёный, последователь оккультных наук, ни разу не испытывавший ни к кому любви Виктор Франкенштейн создаёт из мертвечины «существо» с целью вдохнуть в него искру жизни.


Скроенный из разрозненных останков людей организм под воздействием тока оживает. В ужасе от безобразности того, что сотворил, «создатель» отворачивается от уродливого существа в человеческом обличии, бросает его на произвол судьбы. «Создание», социально не адаптированное, не наученное ни передвигаться, ни разговаривать, ни принимать пищу, ни чему бы то ни было вообще, но неистово влюблённое в окружающий мир и упивающееся всеми его проявлениями, начинает свой жизненный путь. Однако встречает со стороны человечества лишь презрение, отвращение, звериную жестокость.


Людям не важно, что за изуродованной шрамами внешностью – безгрешная, первозданная, прекрасная душа и титанический дух. Единственный человек, который отнёсся к «созданию» с любовью и познал в нём всю доброту его сердца, – слепой старый фермер. Он выучил его грамоте, музыке, чтению, рассказал о любви. «Кто-нибудь полюбит тебя, каким бы ты ни был», - говорит старик. И даёт первое обещание, которое не в силах сдержать. Он обещает, что его дети примут «создание» с любовью. Однако те, только завидев «существо», изгнали его с побоями. «Люди лгут, строят козни, мстят!»


С этого момента «создание» решает отыскать своего «создателя» и отомстить ему за весь ужас мира, в котором он оставил его одиноким.


Встретившись со своим «создателем», он говорит: «Я должен был быть Адамом, но чувствую себя сатаной, хоть и не делал зла» и молит своего «создателя» только об одном – создать ему супругу, такую же, как он сам, чтобы испытать с ней всю полноту любви и счастья. Франкенштейн решается на повторный эксперимент. Они заключают сделку. Учёный дарит ему жену, взамен чудовищное «создание», ожившее из его схем, дневников, примеров и уравнений, оставляет его в покое навсегда. Прекрасная спутница почти готова, осталось только вдохнуть в неё искру жизни.


Внезапно Франкенштейн меняет свои намерения и разрубает женщину на куски. «Ты должен остаться единственным в своём роде, ты не должен размножаться, кто знает, к какому злу приведёт такой эксперимент», - говорит учёный. «Существо», у которого даже имени нет, гонимое, ожесточившееся, в полной мере познаёт месть, злобу, разрушение, ненависть, жестокость, ложь. Для того чтобы стать настоящим человеком, ему остаётся только познать женщину. Он делает это силой с только что выданной замуж невестой Франкенштейна, после чего убивает её. «Теперь я человек!» – восклицает «создание».


Два совершенно потерянных человека преданы отныне только друг другу. Они начинают свой бесцельный длинный путь - от Чёрного моря к Северному полюсу, к ледникам. Вечная же мерзлота – скорее не место их пребывания, а способ их сосуществования. Они ползут подле друг друга, погружаясь в вечные стенания, истязания. Они пытаются обрести смысл жизни, но тщетно. «Зачем ты создал меня?» – спрашивает «создание» своего «создателя». «Я видел образ совершенства в гнилом сумеречном мире». «Мне нужна была только твоя любовь! – отвечает «существо». - Ничего больше. Но ты оставил меня. И я стал чудовищем не только снаружи. Моё сердце смердит».


Но это не так, в сердце «создания» по-прежнему живут свет и любовь. Своему умирающему от холода «создателю» он вливает в рот красное вино, не позволяя смерти подобраться к нему. Франкенштейн открывает глаза и отрекается от роли Бога на земле, кою с гордостью примерял всю свою жизнь, понимая, к какой инфернальной пропасти приговорён всякий человек, пытающийся обмануть совершенный механизм Всевышнего Творца. Понимает, что акт Божьего творения – не только мастерство, но и любовь. В этот момент к Франкенштейну снисходит настоящая любовь. «Ты – моя единственная страсть, моё вдохновенье, моя жизнь и спасение!» - счастливый, кричит он своему «созданию».


«Невероятный смысловой и эмоциональный экстракт. За два часа нам успевают рассказать о… Любви, без которой созидание не может быть полноценным. Об Ответственности… О том, как истребляется в человеке искреннее и счастливое детское доверие к миру, как он наращивает толстую кожу из жестокости, лжи, себялюбия. Об острейшем чувстве одиночества, ради преодоления которого можно пойти на всё. Об умении любить, которое не зависит от количества прочитанных книг и социального статуса. Об этике научных экспериментов. О том, справедливо ли воздавать "меру за меру" и мстить с лихвой. О том, как легко люди отвергают всех, кто "другой", не пытаясь даже выяснить, сколько добра готов подарить им этот конкретный человек, несмотря на свою «инакость», - пишет в своей рецензии Анна Вардугина.


К сожалению, в России эти спектакли больше не увидеть - 31 октября заканчивается лицензия на прокат. Но у нас хорошая новость: Ижевский киноклуб продолжает свою работу! Ставший традиционным проект «Кино по понедельникам» по-прежнему собирает киноманов со стажем и новичков-любителей в стенах кинотеатра «Дружба» для показа малодоступных шедевров мирового кинематографического искусства. Впереди – грандиозный кинофестиваль, который Ижевский киноклуб вынашивал несколько лет. О нём и о специальном госте, который посетит Ижевск в рамках этого фестиваля, мы сообщим в начале ноября. Следите за анонсами.