8_1.jpg




Наезд на считающийся «неприкасаемым» «КОМОС» стал сюрпризом - для кого-то неприятным, но для очень многих - наоборот, тему горячо обсуждали на работе и дома. Гадали, неужели это давно назревшая смена политики и теперь в республике наконец-то надо ждать перемен? Реалисты же увидели в происшедшем очередное проявление российской коррупции - рейдерскую атаку, где в роли «заказчика» выступает уже не приближённый к руководству Удмуртии бизнес, а что-то, видимо, более крупное - имеющее вес в силовых федеральных структурах.


Четверг, 21 июня, в столице Удмуртии с раннего утра обещал быть жарким. Но то, что этот день станет настолько жарким во всех смыслах, наверняка, знали лишь единицы. Неясные слухи о том, что в Ижевске с большой вероятностью вот-вот должны случиться важные события с участием правоохранительных органов, объектом действий которых станет одна из самых влиятельных в Удмуртии финансово-промышленных групп, появились незадолго до громких обысков. Источники слухов (не раз имевших место и ранее) исходили из точек конфликтов с руководством «КОМОС ГРУПП». По этой причине данную информацию можно было с большой долей вероятности списать лишь на ожидания тех, кто просто очень не любит ни президента Волкова, ни его окружение, но тут всё вдруг пришло в движение…



По известной российской традиции, самые громкие события обычно случаются тогда, когда никого из «первых лиц» не оказывается на месте. На прошлой неделе такой день пришёлся как раз на ставший «чёрным» для «КОМОСа» четверг, 21 июня. В этот день Президент УР Александр Волков был далеко - участвовал в XVI Петербургском международном экономическом форуме, а министр внутренних дел по УР Александр Первухин ещё дальше - в очередном отпуске.


Решив проверить ходившие накануне слухи и на всякий случай «подышать воздухом» в районе парка Кирова, где на улице Песочной рядом друг с другом располагаются здания Минстроя с ТРК «Моя Удмуртия», 9-этажка «КОМОСа» и ГТРК «Удмуртия», мы с моим заместителем Андреем Коновалом стали свидетелями благостной картины. С половины восьмого утра, согласно штатному расписанию, офисные здания начали наполняться ничего не подозревающими о предстоящей спецоперации людьми. В половине девятого из «Моей Удмуртии» вышли девушка-журналист с оператором и долго искали нужный им кадр. Можно было подумать, что они что-то знают и сейчас просто имитируют подготовку к съёмке, пытаясь потянуть время. Оказалось, что нет. Сотрудники ТРК «МУ» даже попросили меня куда-нибудь сдвинуться из кадра, чтобы не портить нужную им картину. Поснимав что-то то ли про птичек, то ли, как обычно, про местных «единороссов», сотрудники «президентской» телекомпании удалились обратно в здание. До «штурма» «КОМОСа» оставалось минут двадцать-двадцать пять.


«Маски-шоу» началось в 9 часов 11 минут (а не в 9 часов, как позже сообщил в своём официальном заявлении гендиректор ООО «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов). Сути дела это, конечно, не меняет. Из тормознувшей у входной группы бордовой «Рено» неожиданно выскочили два спецназовца в масках и прыжками вместе с мужчиной в штатском в считанные секунды исчезли в дверях здания. За ними следом подъехали два белых автобуса, из которых не спеша, но оперативно высыпали несколько десятков одетых в штатское мужчин и женщин, перемежавшихся с бойцами спецназа в камуфляже и чёрных масках, закрывающих лица. Вся операция по заходу в здание «КОМОСа» заняла, наверное, всего пару минут. Начался многочасовой обыск, в ходе которого из здания было вынесено множество документов и оргтехники. Изъятия документов прошли в десятках юридических лиц, прописанных по адресу: ул. Песочная, 11, в том числе и в кабинете гендиректора ООО «Региональный инвестиционный альянс», депутата Госсовета УР Андрея Осколкова и его заместителя - Андрея Волкова, сына президента Удмуртии.


В то же время в нескольких сотнях метров - по адресу: ул. Песочная, 11б - обыскивали кабинет начальника Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска Сергея Евстигнеева, работавшего несколько лет назад руководителем ОАО «Каракулино-молоко». Как оказалось, претензии к нему со стороны следователей МВД касались именно этого периода, а вовсе не нынешней его деятельности.


На другой день в пятницу, 22 июня, аналогичное «маски-шоу» прошло в посёлке Италмас под Ижевском, где располагается крупнейший в регионе свинокомплекс «Восточный», который в июне 2006 года посещал президент Путин. По итогам спецопераций помимо документов и содержания жёстких дисков компьютеров в руках следователей МВД по УР оказались двое задержанных - в изолятор временного содержания 21 июня были доставлены генеральный директор ООО «Объединенная строительная компания» Сергей Гулин и начальник Управления имуществом Сергей Евстигнеев. Оба по не связанным между собой делам были заподозрены в совершении мошеннических действий. Причём Гулину вменялись деяния, спор по которым с налоговыми органами по возмещению 20 млн руб. НДС, как утверждал адвокат задержанного, прошёл через все судебные инстанции и был окончательно разрешён в пользу ООО «Объединённая строительная компания».


Вопреки тревожным ожиданиям родственников и коллег в СИЗО задержанные провели только первые две ночи. В субботу, 23 июня, Сергея Гулина освободил Октябрьский районный суд г. Ижевска под подписку о невыезде. В отношении Сергея Евстигнеева, который также подозревается следователями МВД по УР в налоговом преступлении на сумму 520 тысяч, решением Сарапульского районного суда была избрана мера пресечения - домашний арест.


Между тем наблюдавшие за развитием событий вокруг «КОМОСа» эксперты не торопятся признавать инцидент исчерпанным. Масштаб проведённых МВД по УР мероприятий явно несоразмерен тому, что следователи предъявили по итогам беспрецедентных обысков, задержав мало кому известного предпринимателя Сергея Гулина и далеко не самого высокопоставленного муниципального чиновника Сергея Евстигнеева. Не «захватывает дух» и от тех преступлений, которые якобы совершили фигуранты новоиспечённых уголовных дел. Во всяком случае, пока не стали известны подробности претензий полиции, в качестве возможных причин обысков обсуждались куда более громкие версии. В этой связи эмоциональное заявление генерального директора «КОМОС ГРУПП» Андрея Шутова про «сцену из Голливуда», размещённое в день первого обыска на сайте компании, можно считать близким к истине.


Смысл проведённых на прошлой неделе «маски-шоу» очевиден - на одну из самых влиятельных и близких к руководству Удмуртии промышленно-финансовых групп максимально публично оказано беспрецедентное силовое давление.


Смогут ли вынесенные полицией из здания «КОМОСа» коробки с документами превратиться в компромат, неизвестно - объём изъятого огромен, а специалисты, знакомые с работой следователей полиции, скептически оценивают возможности ведомства найти состав преступления в принципе легальных источниках. Но последствия уже начались. Ещё в понедельник, 25 июня, на местных форумах в Интернете обсуждали неофициальную информацию о якобы уже поданном уведомлении о проведении акции протеста в столице Удмуртии. Источники в Администрации Ижевска сообщают, что протестовать собираются напуганные угрозой нестабильности работники предприятий, входящих в агрохолдинг «КОМОС ГРУПП». В общей сложности это 3 птицефабрики, 4 молокоперерабатывающих завода, 2 свинокомплекса, 2 хладокомбината и комбикормовый завод. На социальный аспект намекнул в тот же день и гендиректор «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов, подчеркнувший в своём очередном заявлении, что личный состав компании составляет более 10 тысяч человек.


Вывести на улицу трудовые коллективы хотя бы ближайших к Ижевску предприятий в случае сохранения напряжённости, наверное, не составит большого труда. Удивительно, но, несмотря на такой большой резонанс темы обысков в «КОМОСе», главным её ньюсмейкером остаётся гендиректор холдинга Андрей Шутов, а президент Удмуртии Александр Волков до сих пор не сделал никаких заявлений. Молчит и находившийся в отпуске министр внутренних дел по УР Александр Первухин.


На таком фоне эмоциональные посты генерального директора «КОМОС ГРУПП» Андрея Шутова в его блоге в Facebook, которые в отсутствие официальной информации тиражируют местные СМИ, скорее, свидетельствуют о том, что диалога на высшем уровне сегодня нет и за кулисами. После второго избрания Волкова президентом Удмуртии его значимость для административных и деловых кругов республики заключалась в функции регулирования подобных конфликтов до их перехода в активную фазу. До обысков в «КОМОСе» он с этой задачей вроде бы справлялся. Сейчас, получается, случился какой-то сбой.


События последних дней, кстати, напомнили войну за контроль над ОАО «Белкамнефть», в которой мне пришлось в 2002-2003 гг. активно поучаствовать. Тогда многие тоже с удовлетворением наблюдали, как «драконят» слишком «жирную» и близкую к властям компанию. Президенту Волкову в той войне не хватило то ли влияния, то ли желания самостоятельно отбиться от рейдеров, и республиканские власти фактически подписали капитуляцию, продав по непрозрачной схеме принадлежавший республике государственный пакет акций второй по объёму добычи нефтяной компании в Удмуртии. История повторяется, но республиканские власти должны понимать - продавать им уже нечего.



8_4.jpg


8_5.jpg


8_6.jpg


8_7.jpg