4.jpg



Сеть переполнена видеоконтентом. Но большая его часть - это фильмы, снятые для проката в кинотеатрах, записи телевизионных передач и любительские съёмки «всего, что движется». Но есть ещё другое видео, которое снимается специально для Интернета, причём с расчётом на широкую аудиторию.


То, что происходит в среде видеомейкеров, напоминает процесс зарождения жизни на Земле. Цензуры нет. Особенно востребовано то, что не показывают по обычному ТВ: сюжеты о партии «жуликов и воров», обнажёнка, обсценная лексика. В Интернете смешной сюжет без мата, как правило, проигрывает смешному сюжету с матом. Это при том, что основная аудитория такого видео - школьники. Очевидно, молодёжь смотрит подобные сюжеты по принципу: это круто и по-взрослому. Большинство съёмочных команд не имеет операторов и журналистов со специальным образованием. О правиле «золотого сечения», диафрагме, цветовой температуре узнают по ходу дела и на лету.


Но при всём при этом стандарты качества стремительно растут. Хорошая съёмка, хороший монтаж становятся той планкой, через которую всё сложнее перешагнуть новым видеомейкерам. Можно прикинуть суммы.


Около 100 тысяч рублей стоит главное орудие - видеокамера. Студийный микрофон, фон, свет - это ещё тысяч 60-70. Кроме того, нужны компьютеры, помещение, программы для обработки видео (стоимостью примерно 30 тысяч рублей каждая). То есть если вы хотите стать Стасом Давыдовым или Максом +100500, то минимальный набор техники обойдётся вам где-то в 200-250 тысяч рублей.


Как происходит на самом деле


Высокая стоимость видеосъёмки позитивно отразилась на развитии интернет-видео. В Ижевске отдельные инициативные группы стали объединяться, обмениваясь ресурсами: у кого-то есть фон, кто-то уже купил хорошую видеокамеру, а кто-то умеет неплохо верстать. Сегодня можно говорить о том, что формируется некая «тусовка» людей, снимающих видео для Интернета.


В ней нет иерархии, но есть общие ресурсы, которые дают возможность приблизиться к идеалу профессиональной съёмки.


И очевидно, такое «тусовочное» состояние будет поддерживаться в этой среде до тех пор, пока сюда не придут деньги. А деньги придут тогда, когда появятся по-настоящему популярные проекты.


Что снимать


Это самый большой вопрос для тех, кто делает видео для Интернета. Из-за отсутствия цензуры выбор слишком велик. Потому что можно снимать вообще что угодно - любой длительности, любого качества. Для видеомейкеров Интернета важной задачей сегодня стала разработка собственных форматов. Бесконечные сериалы про любовь, которыми забивают эфирное время в «зомбоящике», в Интернете смотреть никто не станет - слишком длинно и скучно. Одно из главных отличий Интернета от телевизора в том, что Интернет нельзя включить фоном. В Сети нужно постоянно выбирать информацию. Поэтому «видеожвачка» здесь непопулярна. Как показывает практика, Анонимусу (так называют неавторизованных пользователей Интернета) не нравится видео длительностью более 15 минут. В сегодняшнем состоянии видеомейкеры Интернета в основном и не способны снять что-то более длинное и при этом интересное.


15 минут - это шоу или новости. Но если просто начать транслировать телевизионные шоу в Интернете, то, скорее всего, окажется, что там они никому не нужны. Например, есть по НТВ шоу «Кулинарный поединок».


А в Интернете есть другое шоу на эту же тему под названием «Время жратвы». «Кулинарный поединок» снят гораздо лучше: с нескольких камер, в профессиональной студии, программа отлично свёрстана, в заставке использована красивая анимация. Всё просто замечательно. На YouTube эта передача набирает 2 - 4 тыс. просмотров. «Время жратвы» снято на одну камеру, без штатива, на обычной кухне, в вёрстке использованы простейшие приёмы. На YouTube это шоу набирает 160 - 350 тыс. просмотров каждый выпуск. Почему? Не потому, что пользователям Интернета не нравится профессиональная видеосъёмка, а потому, что разная аудитория. И те, кто делает видео, знают разницу между сорокалетней тётей Машей, которая выключает телевизор только ночью, и двадцатилетним «офисным хомячком», для которого телевизор - это что-то вроде кассетного магнитофона.


Казалось бы, телеканалы, на которых работают тысячи человек, должны моментально захватить всё видеопространство Интернета: они профессионалы, их много, у них огромные ресурсы. Но из-за того, что весь телевизор «заточен» под «тётю Машу», которая с трудом пользуется Яндексом, в Интернете телешоу «не котируются». И это большой плюс для тех, кто занимается созданием видео для Интернета. Это даёт большой простор для маневра. Кроме того, телевизор стал одним из источников идей для интернет-передач. Обзоры смешных видео «+100500» и «This is horosho» - это «Сам себе режиссер», «Детократия» - это «Устами младенца», «Время жратвы» - это «Смак» и «Кулинарный поединок». Кроме того, некоторые форматы, как «Рэп-новости», приходят к нам из-за рубежа. Разница только в том, для кого снимается это видео.


Как жить надо


«Удмуртия.ТВ» - это тоже одна из съёмочных групп, которая размещает своё видео на одноимённом сайте. Наши последние съёмки - это проект «Как жить надо». Дети рассказывают нам про Ижевск, оценивают разные местные события. В качестве идеала для подражания мы, конечно, брали проект студии «Спасибо Ева» под названием «Детократия». В «Детократии» дети рассуждают о том, какой лучше шоколад - «Алёнушка» или «Сникерс», кто круче - Бэтмен или Чебурашка.


Быстро выяснилось, что у «Спасибо Ева» хорошие монтажёры и аниматоры. Мы своими силами не могли сделать что-либо похожее на яркую и запоминающуюся заставку этой передачи. Кроме того, оказалось, что для съёмок нужно много людей. В передаче снимались 13 второклассников, а съёмки организовывали 8 человек, включая двух преподавателей детского клуба «Электрон».


Работать с детьми было непросто


У нас с педагогами сразу началось противостояние. Они со своей стороны всё время детей ограничивали. «Не пейте много сока! Не бегайте! Ведите себя хорошо! Осторожно! Осторожно! Осторожно!» - всё время звучало у нас в студии. Мы же, наоборот, хотели, чтобы дети бегали, пили сок сколько влезет и вообще делали всё, что захотят. Иначе перед камерой они ведут себя скованно. «Некоторых заносит», - предупредила нас преподаватель. Мы же хотели, чтобы заносило всех. Только раз мы немного смутились, когда один из мальчиков объявил себя роботом и начал войну с невидимыми противниками. Пришлось потратить некоторое время, чтобы вернуть его в реальность. В итоге с ним было особенно интересно работать.


Но разговорить удавалось далеко не всех. Были дети, которые на все вопросы отвечали: «Не знаю». Или просто молчали. Но всё же больше было ребят, которые открыто высказывали собственное мнение по всем вопросам. Дети предложили переименовать Ижевск в Ижландию, Ижгерой или просто в Удмуртию, чтобы не путаться, где республика, а где город. «Пускай всё будет Удмуртия», - считают второклассники.


Городским властям они предложили построить побольше роботов и снизить стоимость сенсорного телефона «хотя бы до 700 рублей». По поводу развития инфраструктуры у них тоже нашлась масса конструктивных предложений. «У нас в Ижевске ещё нет аквапарков. Очень бы хотелось, чтобы они были», - заметила одна девочка. «Надо ипподром ещё больше, чтобы можно было скакать целый час!» - предложил Ваня.


Но в целом дети оказались очень взрослые. Мы, если честно, думали, что в этом возрасте дети ещё и слова-то такого не знают «аквапарк», а они не просто предлагали построить аквапарк, а такой, как в Египте. В проекте «Детократия» участвуют дети от 3 до 7 лет.


И мы решили, что в следующих выпусках мы тоже постараемся собрать ребят разного возраста.




Дополнительно
«Удмуртия.ТВ» ищет волонтёров, желающих участвовать в видеопроектах. Требований никаких, главное –  желание.  По всем вопросам обращаться по телефону 640-579.