Весь ИПОПАТ целиком обошёлся «киприотам» в 216 млн рублей – фактически ту же сумму с 2007 года республиканские власти потратили из бюджета УР на его развитие.


Многие из документов в истории продажи ИПОПАТ – в открытом доступе. Даже не вызывая на допрос председателя правительства Удмуртии Юрия Питкевича и руководителей Министерства имущественных отношений УР, правоохранительные органы республики могут получить десятки свидетельств того, как высшие республиканские чиновники на протяжении пяти последних лет действовали вопреки интересам общества и государства.


Главных вопросов два, и рассматривать их имеет смысл только в совокупности. Во-первых, чем руководствовалось правительство Удмуртии, накачивая ИПОПАТ бюджетными деньгами непосредственно перед его продажей? Во-вторых, кто позволил анонимным «частным инвесторам» за бесценок получить 100 процентов акций ИПОПАТ вместе со всем тем, что в него вложила республика?


Правительство расщедрилось


Решение о преобразовании ГУП «ИПОПАТ» в открытое акционерное общество принято в 2006 году Правительством Удмуртской Республики. В марте 2007 года новообразованное ОАО «ИПОПАТ» получило государственную регистрацию и объявило о выпуске 203 704 акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая – 100-процентный пакет акций одновременно с образованием юридического лица перешёл в распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртии.


К концу 2007 года, согласно бухгалтерской отчётности предприятия, чистые активы ИПОПАТ оценивались в 206,24 млн рублей. За год пассажироперевозчик получил 16,8 млн рублей прямой господдержки, приобрёл 16 единиц подвижного состава и закрыл год без задолженности по кредитам.


В мае 2008 года правительство Удмуртии инвестировало в ОАО «ИПОПАТ» 50 млн рублей – на эту сумму был увеличен уставный капитал предприятия. Транспортники начинают активно кредитоваться: в течение года ИПОПАТ привлёк 365,5 млн рублей заёмных средств, из которых 316,9 млн рублей возвратил в том же году, а в процессе расширил парк 42 новыми НефАЗами и 16 единицами подвижного состава классом пониже. По итогам года ИПОПАТ, всерьёз приступивший к обновлению, остался должен кредиторам 48,7 млн рублей.


Новый 2009 год принёс пассажироперевозчику ещё более значительную господдержку. Министерство промышленности и транспорта УР напрямую разместило госзаказ на 42 «городских автобуса большого класса» общей стоимостью 143,2 млн рублей – максимальная цена закупки, судя по тому, что на аукцион заявился единственный поставщик, стала окончательной ценой контракта.  


В августе 2009-го НефАЗы были куплены, а в сентябре правительство Удмуртии внесло все 42 машины в уставный капитал ОАО «ИПОПАТ», тем самым увеличив его на 122,9 млн рублей (в такую сумму оценили внесённое имущество независимые оценщики). За счёт «собственных средств» предприятия было приобретено в лизинг ещё 17 автобусов, а задолженность ИПОПАТ по кредитам и займам по итогам года достигла 57 млн рублей.


Таким образом, к началу 2010 года, до того, как первый 25-процентный пакет акций ОАО «ИПОПАТ» ушёл с молотка, бюджет Удмуртской Республики напрямую потратил не менее 210 млн рублей на модернизацию предприятия. Запомним эту круглую цифру.


Зайнуллин размечтался


«Наша задача – реализовать это имущество республики, чтобы предприятие продолжало эффективно работать, а кто будет руководить им, - это уже второй вопрос, - заявил в марте 2010 года министр имущественных отношений Удмуртии Рустэм Зайнуллин. - Главное, чтобы это была не «кипрская» контора, которая купила его с целью дальнейшей перепродажи. Нужен собственник, который будет увеличивать количество рабочих мест, а предприятие будет стабильно работать».


Чего стоят слова республиканского министра, жители Удмуртии могли оценить спустя всего шесть месяцев. Первым же покупателем блокирующего пакета акций ОАО «ИПОПАТ» (25% + 1) в сентябре 2010 года стало ООО «Солагран» с московской пропиской. Как выяснилось позднее, единственным учредителем неизвестного прежде «инвестора» была фирма «Солагран Лимитед», зарегистрированная в Никосии (Кипр). За четверть капитала главного пассажироперевозчика Ижевска ООО «Солагран» заплатило в бюджет УР 86 млн рублей.


Цена, за которую правительство Удмуртии рассталось с ликвидным активом, слегка шокировала общественность, но это был ещё не предел. Меньше чем за год акции ОАО «ИПОПАТ» «обесценились» ещё ровно вдвое – следующий блокпакет (25% + 1) в июле 2011 года чиновники продали в частные руки уже за 43 млн рублей. Лучшие чаяния министра Зайнуллина снова не сбылись: подчинённое ему Министерство имущественных отношений УР, надо полагать, вопреки воле своего руководителя опять продало свою долю «киприоту» - ООО «ЦентрТрансСервис» (Москва), принадлежащему «Траствилл Лимитед» (Никосия, Кипр). А к концу 2011 года был подготовлен на продажу и последний, самый крупный, пакет акций предприятия (49,99%).


Пока активы ИПОПАТ «обесценивались» в ходе такой приватизации, его внешняя привлекательность, напротив, увеличивалась. За 2010-2011 годы предприятие приобрело свыше 200 единиц подвижного состава, степень его износа сократилась в разы. Здесь опять не обошлось без бюджетных денег: бюджетное обеспечение льгот пенсионеров на проезд в общественном транспорте в 2011 году увеличились в 2,5 раза по сравнению с 2010 годом (со 103,8 до 240,9 млн рублей в сумме по ИПОПАТ и ИжГЭТ). И хотя эти средства нельзя, строго говоря, причислить к сумме государственных инвестиций в развитие, в укреплении финансов предприятия они, безусловно, сыграли значительную роль. Другим источником средств на обновление автобусного парка стали кредиты: так, к концу 2011 года сумма задолженности ИПОПАТ перед кредиторами превысила 141 млн рублей, причём привлекались не какие-то льготные займы новоявленных «киприотов-инвесторов», а деньги коммерческих банков (в частности, «Уралсиб», «Банк Москвы» и Сбербанк), выдававшиеся под залог основных средств предприятия. Никакой позитивной роли самих «частных инвесторов», запущенных правительством на ИПОПАТ, по официальной отчетности проследить не удаётся.


В 2011 году правительство Удмуртии внесло последний штрих. В порядке реализации региональной целевой программы «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта на 2010 - 2014 годы» республиканская казна софинансировала выплату части процентной ставки по кредиту, который ИПОПАТ брал на закупку автобусов – всего из бюджета было выделено 2,9 млн рублей на эти цели. Таким образом, за 2007 - 2011 годы минимальная сумма государственных вложений в развитие ОАО «ИПОПАТ», достоверно известная из официальных документов, составила почти 212,9 млн рублей, не считая ассигнований по льготникам. И эту цифру тоже следует держать в голове.


Кипр пожинает плоды


Две недели назад, 23 марта, Министерство имущественных отношений УР посредством публичного предложения продало последний пакет (49,99%) акций ОАО «ИПОПАТ». Ни покупатель, ни цена продажи уже не принесли сюрпризов: половина акций главного пассажироперевозчика Ижевска была продана за 87,1 млн рублей уже знакомому ООО «ЦентрТрансСервис», которое через кипрский «Траствилл Лимитед» контролируют неустановленные физические лица.


В целом от продажи 100 процентов уставного капитала ИПОПАТ бюджет Удмуртии в течение полутора лет получил 216 млн рублей – это означает, что казна едва-едва «отбила» обратно свои 213 млн рублей, которые были вложены за последние четыре года в развитие предприятия. Или, если посмотреть с другой стороны, - «частные инвесторы» лишь возместили бюджету УР четырёхлетние затраты на модернизацию ОАО
«ИПОПАТ», а само предприятие, существующее с 1932 года, было им фактически подарено (!). Ущерб республиканскому бюджету можно считать равным стоимости ИПОПАТ к 2007 году, когда стартовала эта благополучно завершившаяся на днях «спецоперация».


Пока на реакцию правоохранительных органов рассчитывать не приходится, остаётся лишь подсчитывать убытки. Президент Удмуртии Александр Волков, выступая на сессии Госсовета УР
27 марта, выразил удовлетворение объёмом господдержки транспортной отрасли в 2011 году, и это заставляет предполагать, что ОАО «ИПОПАТ» и дальше будет пользоваться бюджетной благосклонностью республиканских чиновников. Опасное положение, учитывая, что судьба предприятия и всего его имущества отныне зависит лишь от доброй воли кипрских «анонимов».