На фото слева с топором в руке – арестованный начальник граховской полиции Сергей Бондарев, рядом с ним - старший судебный пристав Граховского района Анатолий Иванов, а крайний справа –  бывший теперь прокурор района Станислав Клюев. В разгоревшемся скандале он тоже, видимо, хочет остаться где-нибудь с краю.




Граховский район Удмуртии производит впечатление самого края земли. На автостанцию, стоящую на отшибе, меня, единственную из оставшихся с Ижевска пассажиров, доставила «ГАЗель» через три с половиной часа тряской (особенно после Алнаш) дороги. Точно так же в единственном числе я уезжала утром следующего дня из Грахово. Мои попытки разговорить кого-нибудь из прохожих на улицах райцентра оказались безуспешными, а должностные лица ссылались на незнание или нехватку времени.


Я уже думала, что придётся возвращаться несолоно хлебавши…


Тишина


Проснувшись ночью, я услышала за окном огромную тишину, которая накрыла село, как показалось, плотным, непроницаемым покрывалом. Но это поверхностное впечатление. На самом деле, как в любой, хоть и большой, деревне, здесь все всё знают, но предпочитают лишнего не болтать.


По состоянию на 29 марта (день моего визита в Грахово) район не имел ни начальника отделения полиции, ни прокурора. Первый - Сергей Бондарев - с момента своего задержания 17 февраля находится в ижевском СИЗО под следствием. Второй - Станислав Клюев - с 20 февраля ушёл на больничный, с которого уже не вернулся, уволившись из прокуратуры «по собственному желанию». Глухими отзвуками этих событий стали лишь два момента - разоблачительное (но без подробностей) выступление министра МВД по УР в новостях на ГТРК «Удмуртия», где случай со взяткой очередного полицейского начальника был подан как исключение из в целом честных рядов правоохранителей. Второй «отзвук» оказался довольно информативным. Газета удмуртских коммунистов «Новое время Удмуртии» в № 7 от 23 февраля 2012 года отдала целую полосу под материал в защиту арестованного начальника районного отдела полиции. В статье, озаглавленной «Была ли взятка? Или кому-то помешал борец с коррупцией?», основная часть была посвящена эмоциональным высказываниям жены и матери арестанта. Там же описывался механизм передачи взятки - 60 тысяч рублей за освобождение автомобиля со штрафстоянки, где машину продержали пять месяцев за плату в 1 тыс. руб. в сутки. По версии автора статьи, полицейский Бондарев хотел просто «помочь» владельцу вернуть машину за полцены.


Визит в органы


Приехав в Грахово разобраться, я обнаружила, что кабинеты обоих правоохранителей находились в одном здании на одном этаже в нескольких шагах друг от друга. Моим объяснением, зачем я хочу увидеть руководителя граховской полиции, заинтересовался один из полицейских – он даже с какой-то симпатией сказал: «Да, какой позор! Напишите правду!» И только благодаря ему, наверное, я смогла пройти в служебный кабинет исполняющего обязанности начальника отделения полиции Алексея Глазырина, заместителя по криминальной полиции при Бондареве. На мои расспросы о причине ареста его начальника и об итогах переаттестации сотрудников Алексей Васильевич, как-то диковато глядя на меня исподлобья, повторял один и тот же ответ. Точнее, он отказывался отвечать на вопросы, переадресуя меня то в пресс-службу МВД по УР, то в Кизнерский отдел полиции (куда сейчас структурно отнесено «пониженное» в статусе Граховское отделение МВД по УР). Пройдя десяток шагов дальше по коридору, я попала в местную прокуратуру. Дверь районного прокурора была заперта, но в конце коридора была настежь открыта другая дверь. В этом кабинете сидел заместитель прокурора Антон Чирков, молодой человек с открытым симпатичным лицом. Антон Павлович тоже забыл предложить мне присесть. По его словам, к исполнению своих обязанностей он приступил только 15 февраля, поэтому и Бондарева-то видел всего пару раз, и Клюева толком не знал. Весь штат граховской прокуратуры – это два помощника, да зам, да сам. На этом мы и расстались.


Местные власти


В соседнем с полицией здании расположена вся районная власть. Просидев больше часа в приёмной, я дождалась появления нового главы района Михаила Крестьянинова. Он с долей сомнения пригласил (точнее, впустил) меня в свой кабинет, где сообщил, что вынужден срочно уехать вместе с Анатолием Марченко, помощником депутата Госсовета УР, в поездку по району. В это время в один из кабинетов на втором этаже стояла небольшая очередь, там вёл приём депутат Госсовета УР Андрей Волков, сын президента Удмуртии.


Местные жители считают своего депутата «верхоглядом», по их словам, всю работу в округе ведёт его помощник Анатолий Марченко, который, собственно, и уступил в своё время этот мандат Волкову-младшему.


Крестьянинов «передал» меня своему заместителю по социальным вопросам Валентине Савиной. Валентина Михайловна приняла меня радушно и рассказала всё, что я и так прочла на официальном сайте МО «Граховский район».


Политика


Как в любом замкнутом пространстве, «возня» вокруг власти, прорывающаяся время от времени в публичное пространство, здесь тоже не прекращается. Так, ещё в публикациях «Дня», посвящённых судьбе директора Лолошур-Возжинской школы Граховского района Анатолия Кобелева, речь шла о том, как «зажимали» этого местного разоблачителя злоупотреблений. Человек остался без работы. А летом 2011 года в результате «восстания» местных депутатов, сложивших свои мандаты, был лишён должности прежний глава района Сабуров. Видимо, на безвластии у компании должностных лиц из правоохранительных органов, вместе проводивших досуг на охоте, появилась соблазнительная мысль прибрать район к рукам. В эту компанию входили тогда начальник милиции Бондарев, прокурор Клюев, их «протеже» на пост главы района - бывший начальник граховской милиции Анатолий Иванов. Но приход к власти в районе политическими средствами не состоялся, что, впрочем, не помешало компании правоохранителей развернуться в другой сфере деятельности.


Не взятка


То, о чём не любят говорить в Грахово с посторонними, - это «бизнес-проекты», которые главный районный полицейский Сергей Бондарев организовал там под «прикрытием», как считают знакомые с ситуацией источники, своего компаньона - прокурора Станислава Клюева. В уголовные дела пока оформились два из них. Первый - это штрафстоянка. Огороженная территория, оформленная, по версии следствия, на подставное лицо, куда попадали машины проштрафившихся автовладельцев. Цена вопроса - одна тысяча рублей в сутки. При этом разрешение вернуть автомобиль почему-то давал лично Бондарев. Тут как раз возникает момент вымогательства: чем дольше машина стоит на штрафстоянке, тем больше наматывает «счётчик», тем дороже будет её вернуть. Когда сумма переваливала за 100 тысяч, транспорт через сделку купли-продажи «продавался», а деньги через очевидно фиктивного покупателя передавались по назначению. Другой источник нелегальных доходов семьи главного полицейского района - так называемая «диспетчерская» такси, которой заправляла супруга Сергея Бондарева - Елена. До всех граховских таксистов было доведено, что работать в районе можно только через эту диспетчерскую. Тех, кто не согласился, быстро урезонили придирками инспекторов ДПС на дорогах. Отстёгивали диспетчеру 20 процентов от выручки, в среднем от 300 до 800 рублей в неделю. Третьим «проектом» должна была стать автомойка. Не успели. Задержание Сергея Бондарева происходило на главной улице посёлка в двух шагах от его работы. Задерживали оперативники Следственного управления Следственного комитета. Брали с поличным - купюры были помечены.


В операции участвовали сотрудники Управления собственной безопасности МВД УР и УФСБ. В общем, брали серьёзно, как настоящего мафиози.


Продолжение в следующем номере «Д».