Опечатанные администрацией РОКБ кабинеты Центра лазерной хирургии не спасли главного врача Жарова  от следствия и суда.




По версии следствия, с апреля 2010 года главный врач РОКБ требовал денежные средства с арендующего помещения на 1-м этаже больницы ООО «ЭКСИ», угрожая повышением арендной платы или расторжением договора аренды. Как сообщается на сайте Прокуратуры УР, свои условия Виктор Жаров объяснял «заведомо ложными сведениями» о том, что эти деньги якобы требует с них за общее покровительство в коммерческой деятельности лично министр здравоохранения республики Владимир Музлов. Руководители коммерческого предприятия почти год ежемесячно передавали Жарову денежные средства из кассы предприятия, но в апреле прошлого года решили обратиться в правоохранительные органы. Историю задержания сотрудниками УФСБ Виктора Жарова 22 апреля 2011 года в его служебном кабинете, когда он получал очередную денежную сумму, «Д» описывал в своих прошлогодних публикациях. Всего, как считают правоохранители, Виктор Жаров получил таким образом более 400 тыс. рублей.


Для Удмуртии это самый статусный обвиняемый за обозримое время, в портфолио Виктора Жарова - должность профессора Российской академии естествознания, членство в правлении Общества офтальмологов России и звание «Отличник здравоохранения РФ». Кроме того, вынужденный осенью прошлого года после нескольких месяцев скандала уволиться с должности главного врача Республиканской офтальмологической клинической больницы (РОКБ), Виктор Жаров продолжает оставаться членом Общественной палаты Удмуртии и заведующим кафедрой офтальмологии в Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА). Кафедра, кстати, располагается в том же здании РОКБ по адресу: ул. Ленина, 98а в Ижевске, так что Виктор Жаров, хотя и сменил кабинет, но остаётся «на своём месте» и, как сообщают источники, осведомлённые о ситуации внутри больницы, продолжает претендовать на фактическое руководство РОКБ.


Об этом свидетельствует и тот факт, что ООО «ЭКСИ», прессинг в отношении которого довёл главного офтальмолога республики до суда, вынуждено было съехать с арендуемых площадей Республиканской офтальмологической клинической больницы. Летом прошлого года корреспондент «Д» стал очевидцем того, как нанятая администрацией клиники вооружённая охрана ЧОП «Партнёр» буквально отрезала сотрудникам Центра лазерной коррекции зрения проход в их кабинеты, арендовавшиеся здесь порядка десяти лет ООО «ЭКСИ». Таким образом, работа центра была прекращена просто физически. Сегодня это медицинское предприятие открыло новый лечебный центр на отремонтированных по строгим стандартам площадях бывшего трёхсотого производства, расширило спектр услуг, и, кажется, прошлогодний инцидент пошёл центру только на пользу. Чего нельзя сказать про главного виновника громкого коррупционного скандала – Виктора Жарова. За преступление, подпадающее под действие ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса РФ, предусмотрен широкий спектр наказаний - от штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей до лишения свободы на срок до шести лет. Это как сочтёт суд…


В принципе, могло быть и хуже. Например, часть 4-я этой же уголовной статьи предусматривает одну меру наказания - лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей. И небольшие правовые нюансы, когда сумма штрафа может быть установлена «в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового» и «с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового». Для этого следствию достаточно было копнуть глубже и доказать, что мошенничество «совершено организованной группой либо в особо крупном размере».


То, что у главврача Виктора Жарова в РОКБ есть своя организованная «группа поддержки», удалось заметить даже поверхностным взглядом, когда корреспондент «Д» летом прошлого года начал разбираться в данном конфликте и пообщался с рядом врачей и сотрудников администрации клинической больницы. Особое впечатление осталось от эмоциональных контактов с Еленой Точиловой, заведующей отделением «биопласт» РОКБ, которая, видимо, занимается не только вопросами своего отделения, но и коммерцией. Год назад Елена Робертовна Точилова являлась ещё и директором ООО «ОКО», в учредителях которого в тот момент находилась дочь Виктора Жарова Алла Егорова, заведующая миопическим центром РОКБ. Кроме того, в результате прошлогоднего журналистского расследования выяснилось, что в общих делах семей офтальмологов участвует супруг Елены Робертовны Сергей Точилов, оказавшийся директором ООО «иЖВижн» - ещё одного предприятия, тесно вросшего в медицинский бизнес, развившийся вокруг Республиканской офтальмологической клинической больницы при главном враче Викторе Жарове.


Об угрозе создания монополии на предоставление внебюджетной офтальмологической помощи исключительно через связанные с администрацией РОКБ предприятия писали ведущие республиканские офтальмологи, которые в июле прошлого года обратились с соответствующим открытым письмом в адрес министра здравоохранения УР Владимира Музлова. По мнению специалистов, «такая политика самым негативным образом отразится на эффективности работы Республиканской офтальмологической клинической больницы».


Спустя несколько месяцев корреспондент «Д» попытался узнать, какие меры по данному обращению принял министр. Выяснилось, что никаких.


Одним из источников получения значительных доходов фирм, работающих с администрацией РОКБ, помимо собственно платных услуг пациентам, была (и остаётся) арендная плата за медицинское оборудование. Все эти расходы в конечном итоге оплачивают бюджет и больные. Покопавшись с час в Интернете на сайте www.zakupki.gov.ru, удалось обнаружить десятки размещённых там заказов бюджетного учреждения здравоохранения УР «Республиканская офтальмологическая клиническая больница Минздрава УР» (БУЗ УР «РОКБ МЗ УР»). Из этих десятков было решено выделить только три очевидных - размещённые заказы на аренду офтальмологических операционных микроскопов. Ещё при проведении первого журналистского расследования врачи-офтальмологи обратили внимание на эти отношения коммерческих фирм и больницы.


Аренда каждого микроскопа кажется поистине золотой и за год существенно перекрывает расходы на покупку новых микроскопов. Тем не менее администрация РОКБ почему-то отказывалась их покупать, продолжая арендовать старое оборудование на протяжении нескольких лет. Правда, со второго полугодия 2011 года аренду микроскопов пришлось оформлять через проведение тендеров.


В недрах сайта www.zakupki.gov.ru содержатся данные о трёх контрактах, заключённых администрацией РОКБ, на аренду офтальмологических операционных микроскопов: в ноябре 2011 года ООО «Офтальмик» заключило с больницей соответствующий договор аренды на сумму 437 тыс. 325 рублей. В январе 2012 года сумма контракта по аналогичному договору аренды составила 488 тыс. 775 руб., а в марте ООО «Офтальмик» предоставило РОКБ свой микроскоп уже за 799 тыс. 578 рублей. Среди членов комиссии, рассматривавшей заявки на аренду медоборудования, бросилась в глаза знакомая фамилия - Точилова Маргарита Сергеевна. Судя по Ф.И.О., дочь Елены и Сергея Точиловых. Видимо, вся семья в сборе. Примечательно, что с октября прошлого года обвиняемый в мошенничестве Виктор Жаров формально уже не являлся главным врачом Республиканской офтальмологической клинической больницы, но организованная группа лиц, сложившаяся при нём, получается, продолжает работать.


Чтобы разобраться, почему это происходит, редакция газеты направила в адрес нового главного врача РОКБ Галины Евгеньевны Кузнецовой соответствующий информационный запрос. Кстати, Галина Кузнецова, врач высшей квалификационной категории (так сказано на официальном сайте РОКБ), в личной жизни является законной супругой министра образования и науки Удмуртской Республики Андрея Кузнецова, по долгу службы имеющему опыт проведения государственных закупок. Редакция «Д» не будет возражать, если с нашим запросом ознакомится и обвиняемый в мошенничестве Виктор Жаров. Это будет несложно сделать - как заведующий кафедрой офтальмологии он сейчас сидит этажом выше кабинета главного врача РОКБ.