Мы исходили из того, что, во-первых, сам факт независимого контроля со стороны граждански мотивированных людей осадит горячие головы, желающие любимыми способами приблизить голосование «за власть» в Удмуртии к «башкирско-чеченским» стандартам. Во-вторых, очень важно достичь такого состояния дел, чтобы люди, настроенные голосовать оппозиционно, не игнорировали выборы, оправдывая свой бойкот тем, что «всё равно власти сосчитают, как им надо» и «ничего нельзя изменить». Нельзя сказать, что обе эти задачи были выполнены полностью, но, по крайней мере, начало новой практики у нас в республике (как и во многих других регионах страны) положено.


Вступление


Желание стать наблюдателем-добровольцем через оргструктуры движения «За честные выборы» безо всякого, даже символического материального вознаграждения выразили в ходе избирательной кампании порядка двухсот человек. По различным причинам не все они смогли реализовать свой порыв, но в день голосования на избирательные участки вышли около 150 настоящих волонтёров. Тем самым нам удалось «закрыть» примерно 13 процентов из 1163 избирательных участков Удмуртской Республики. Поскольку большинство активистов оказались жителями Ижевска, именно столица республики стала основным местом нашей работы. В Ижевске гражданские наблюдатели присутствовали почти на половине избирательных участков. Большинство из них воспользовались правом следить за ходом голосования как представители СМИ – по направлению от газеты «День». А тем, кто хотел получить направление от партийных кандидатов, такая возможность тоже была предоставлена, благодаря договоренности на этот счёт со штабами кандидатов от КПРФ и «Справедливой России».


Значительную часть наблюдателей составили активисты ижевского протестного движения, организованного вокруг Координационного Совета гражданских действий УР и региональной парторганизации «ПАТРИОТОВ РОССИИ», отказавшейся в отличие от центрального партийного руководства поддержать кандидата В.В. Путина. В то же время большая часть волонтёров оказалась молодёжью, вовлечённой в гражданскую активность этой зимой через акции протеста «За честные выборы» и призыв в Интернете. Несколько десятков человек пришли к нам, зарегистрировавшись в качестве волонтёров в федеральных проектах «Гражданин Наблюдатель» и «Лига избирателей».


На участках в Ижевске


Забегая вперёд, отмечу, что грубых нарушений, связанных с вбросом бюллетеней или подделкой протоколов, нашими наблюдателями выявлено не было. Тем не менее свою задачу – «дисциплинировать» избирательные комиссии путём реагирования на любые признаки нарушения закона – активисты постарались выполнить. Мне как координатору мобильной группы по Ижевску, которая должна была в случае возникновения острых ситуаций выезжать на место, с утра стали поступать звонки от наших наблюдателей с подозрительными фактами. Так, на избирательный участок №5/07 в 7-й школе на ул. Ворошилова подвезли на автобусе сотрудников полиции. Поскольку полиция у нас через структуры МВД в конечном счёте подчиняется правительству России, премьер которого являлся на этих выборах одним из кандидатов, такой факт мог трактоваться как нарушение одной из норм закона о выборах Президента РФ, запрещающей подвоз избирателей структурами, находящимися в подчинении кандидатов. Наблюдатель Андрей Ильин попытался под видеозапись выяснить у водителя и полицейских, кто нанимал автобус и организовал подвоз, но сотрудники правопорядка стыдливо отворачивались от камеры, не желая отвечать.


Одному из наших волонтёров, который присутствовал на участке как представитель СМИ, председатель комиссии пытался воспрепятствовать в сопровождении членов УИК, отправившихся к избирателям с переносной урной. Понятно, что гражданин, голосующий на дому, мог не пожелать видеть в своей квартире журналиста, но в любом случае это должно было быть его решение, а никак не председателя УИК. На ряде участков наши активисты отмечали нестандартно высокое голосование по открепительным талонам. На участке № 1/05 в здании гимназии №56 к 15.00 проголосовало 579 человек, из них 78 избирателей (13,5%) – по открепительным удостоверениям. Большинство «гостей» были сотрудниками гимназии, оказавшихся почему-то на рабочих местах, несмотря на выходной. Понятно, что был задействован механизм административно-мобилизованной явки. Кстати, поступило сообщение, указывающее на возможности использования хвалёных веб-камер в противоположных целях - согласно источнику, рядовых служащих горадминистрации якобы заобязали фиксировать через веб-наблюдение, кто из работников мэрии явился голосовать, а кто нет.


Кстати, незадолго до выборов активисты Общественного совета пенсионеров УР сообщили, что через ветеранские структуры чиновники районных администраций Ижевска пытаются составлять списки людей, кто по состоянию здоровья будет голосовать на дому, при этом даётся установка, что в такие списки надо включать тех, кто собирается голосовать именно за Путина.


Возможно, из-за большого объёма работы с такими избирателями в день выборов молодой ижевчанин с температурой минус 39 градусов получил отказ в голосовании на дому из-за… отсутствия свободной машины в распоряжении УИК. На одном из участков было замечено, что в списках избирателей напротив некоторых фамилий члены комиссии ставят не предусмотренные законом карандашные отметки.



В большинстве случаев участковые комиссии в ответ на жалобы наших активистов, видимо, выполняя «установку сверху», принимали отрицательные решения. Дошло до того, что за два часа до окончания голосования УИК №3/03 приняла решение об удалении с участка волонтёра Раисы Потехиной, наблюдавшей за голосованием как представитель газеты «День». На вопрос главного редактора газеты Сергея Щукина, специально выезжавшего на место происшествия, чем конкретно мешала Потехина членам комиссии, председатель УИК № 3/03 Татьяна Сосновских заявила, что Потехина… «писала много жалоб».


Отказы по нашим жалобам принимались даже в совершенно очевидных случаях. Например, на участке 5/05 в школе №73 весь день провисела стенгазета с большим портретом премьера и подписью под ней: «Мечта встретиться с Владимиром Путиным сбылась!». Активист движения «За честные выборы» Родион Обада, обратившийся с жалобой на незаконную агитацию, получил отказ, мотивированный тем, что «эту стенгазету изготовили дети» и она, по мнению членов комиссии, не носит агитационный характер. Однако после этого стенгазета всё же незаметно исчезла со всеобщего обозрения.


«Десант» в районы


Ярким примером предвзятости решений избирательных комиссий в пользу кандидата Путина является и инцидент в селе Юкаменском. Группа наблюдателей движения «За честные выборы», специально выехавшая в этот пункт, где отмечается высокий процент голосования за «партию власти», обнаружила в 30 метрах от избирательного участка агитационный биллборд с партийной эмблемой «Единой России».


Согласно законодательству, ко дню голосования агитматериалы в радиусе 50 метров от избирательных участков, размещённые ранее, должны быть демонтированы. После подачи жалобы представители УИК №32/01, по их собственным словам, звонили в ЦИК Удмуртии и в соответствии с полученными указаниями изготовили через час решение, которое можно считать шедевром циничного попрания норм выборного законодательства.


Баннер с официальной символикой «Единой России» был назван в этом в решении «щитом цвета российского флага с надписью «Единая Россия» - детям». То есть эмблемы с «единороссовским» партийным медведем члены комиссии просто «не заметили». В самом решении цитируется норма статьи 49, п.1. закона о выборах Президента РФ, что агитацией признаётся «деятельность, способствующая формированию положительного… отношения избирателей… к выдвинувшей кандидата политической партии». (Напомню, что кандидата Путина выдвинула партия «Единая Россия»). И тут же следующей строчкой авторы решения, противореча сами себе и процитированной норме закона, заявили: «Щит «Единая Россия» - детям» не имеет признаков предвыборной агитации, следовательно, не является агитационным материалом». Тем не менее, пока принималось решение, биллборд был быстро демонтирован «неизвестными».


Другой случай грубого нарушения выборного законодательства произошёл в поселке Шаркан, куда тоже выехал «десант» наблюдателей-волонтёров из Ижевска. Здесь обнаружился факт организации голосования на производстве, что могло быть связано с оказанием влияния на волеизъявление граждан со стороны работодателя. Переносные урны были доставлены на фабрику «Шаркан-трикотаж», находящуюся всего в 300 м от избирательного участка. По заключению юриста Людмилы Воздвиженской, участвующей в движении «За честные выборы» на общественных началах, такая практика незаконна, поскольку закон предусматривает возможность голосования вне стен участка тех избирателей, кто не может самостоятельно прибыть на избирательный участок ввиду состояния здоровья или инвалидности. Есть и соответствующее определение Верховного суда РФ, которое исключает возможность расширительного толкования этой нормы, включая ссылки на рабочий распорядок.


По словам Олега Васильева, с выносной урной в Шаркане выезжали и к людям, которые, судя по их поведению, не делали заявок на голосование дома. Несколько опрошенных избирателей подтвердили этот факт под видеозапись.


Всего в сельскую местность из Ижевска движением «За честные выборы» было направлено 6 групп наблюдателей-волонтёров – в Балезино, Игру, Можгинский и Завьяловский районы, Шаркан и Юкаменское.


Понятно, что заметного влияния на чистоту голосования эти десанты оказать не могли, однако мы рассматриваем этот опыт как начало новой практики работы с сельской местностью, где влияние административного ресурса и чиновничьей пропаганды особенно сильно.


Псевдоволонтёры


Забавная история вышла с наблюдателями Путина от так называемого Корпуса наблюдателей «За чистые выборы». В Удмуртии, как нам удалось выяснить, это пиар-проект кандидата власти реализовали через «добровольно-принудительное» привлечение студентов в основном юридических факультетов. Неудивительно, что большая часть этих «активистов» смылись с избирательных участков сразу после своей регистрации и вернулись лишь к подсчёту голосов, чтобы получить протоколы. Казусом стало то, что бейджи этой категории «путинских» наблюдателей-правоведов были оформлены с признаками агитационного материала – в частности, фон для них был выбран ярко-синий, что противоречило соответствующей инструкции о нагрудных знаках наблюдателей ЦИК России.


Выводы


Полторы сотни жителей Удмуртии с разными идеологическими взглядами (от леводемократических до праволиберальных) объединили свои усилия для гражданского контроля над выборами, не пожалели личного времени на довольно непростую работу в течение дня, а на некоторых участках, где затянулся подсчёт голосов, - даже части ночи и даже суток (в случае выезда в сельские районы). Конечно, это ещё не массовое движение, и оно пока не смогло создать сильный мобилизующий эффект для повышения явки на избирательные участки части протестного электората, не верящего, что его голос не будет украден. Однако начало положено, и не исключено, что к выборам в Госсовет УР эта гражданская инициатива станет массовой и сможет переломить ситуацию в Удмуртии.


Многие мои знакомые, кто голосовал против кандидата власти, оказались шокированы высоким уровнем голосования за Путина в Ижевске в нынешних условиях. Однако каждый должен понимать, что в условиях массированной циничной пропаганды, беспрецедентного использования административного ресурса, «чёрных» технологий, используемых правящим режимом, сегодня мало просто прийти на избирательный участок и поставить галочку в бюллетень. Пока МЫ пассивны, ленивы, «слишком заняты» своими делами, пока мы не хотим организовываться и объединяться, ОНИ будут управлять нашей страной, регионом, городом по своим правилам. И с этим пора уже что-то делать.














Фото Елены Шарафеевой.