Если ты не занимаешься рыбалкой, рыбалка не занимается тобой. Если ты не занимаешься баскетболом, баскетбол не занимается тобой. Если ты не занимаешься политикой (являешься «объектом»), политика приходит и насилует тебя ножкой стула (действие «субъекта»). В дилетантских околополитических дискуссиях, которые докатились и до провинций вроде нашей, очень интересно рассматривать фундаментальное (в политической науке) разделение на эти самые «субъекты» и «объекты» политики. Основным трендом, выдающим мещанскую провинциальность, является нерефлексируемая самоидентификация с «объектом». Зачастую агрессивная.


«Всё предопределено!», «Я не хочу в этом участвовать!», «Политика - для подлецов и баранов!» - приходится слышать от музыкантов, артистов, дизайнеров, молодых технарей. То есть от молодых людей, которые по определению должны быть лишены подобных рамок, стереотипов, предрассудков. В идеале. А на практике... Вся эта воинствующая провинциальная антиинтеллектуальная хипстота, что сегодня, с какого-то перепоя взялась говорить от лица «просвещённой» молодёжи, демонстрирует посредственность такого чудовищного уровня, на фоне которой даже советские пионеры смотрелись бы светилами прогрессивистской мысли.


Особенно комично это выглядит на фоне главенствующего в их же среде дискурса о том, что «всё зависит только от тебя». Я хочу заострить на этом внимание, вслушайтесь, пожалуйста: «За нас уже всё решили, не хочу участвовать в этом фарсе» и «Начни с себя», «Тебя используют втёмную» и «Не ищи виноватого». Социальная шизофрения на марше.


Всё бы ничего, но... проблема аполитичных людей в том, что они не понимают, что без выражения своей воли и собирания своей силы они не живут - им позволяют жить. Они беззащитны. Более того, аполитичные граждане не понимают, что даже в нормальных государствах существуют многочисленные лоббистские структуры, сообщества и организации, совершенно легально продвигающие интересы своих членов, поэтому, устранившись от политики, вы довольно быстро оказываетесь в стране, сформированной без учёта вашего мнения, под задачи и желания других людей. Про то, что устранение от политики хотя бы на рудиментарном уровне означает выключение из исторического процесса, я и не говорю.


Можно издавать сдавленные нервные смешки и цинично ехидничать над вещами, которые даже сам подспудно можешь считать правильными, с опаской косясь по сторонам – не скривила ли губки грудастая блондиночка, которой «скучными» разговорами про всю эту «политику» ты обломал весь «позитиффчик», не нахмурил ли брови рыхлый лысеющий сосед, с которым тебе ещё «жить рядом», потому что ты своими словами и поведением омрачаешь его желание «просто быть счастливым». Ведь простые и безопасные, а значит пустые и безликие, «истины», сводящиеся, как правило, к обывательскому «да кабы чего не вышло» и высмеиванию всего и вся, – самая безопасная позиция, внешне рисующая «искушённого интеллектуала», слишком «опытного», чтобы вестись на «популистские призывы», а на деле – представляющие человека лишь как безликое инертное говно, до дрожи боящееся взять на себя ответственность занять оформленную, и главное - свою, позицию, и стоять на ней.


И вот последнее убежище раздираемый разум находит в «спасительной», казалось бы, мысли «а что существующее положение дел сделало плохого конкретно мне?» Непосредственно – ничего. Просто физически лично нам не мог напакостить ни Путин, ни Сурков, ни даже находящийся гораздо ближе Волков. А вот опосредованно… мы получили то, что получили. «Хорошо/плохо для меня» и «хорошо/плохо для общества» - это чистая подмена понятий. И заниматься этим может или дурак, или провокатор.


Мы всё равно все когда-нибудь однажды умрём. Борясь с «гебней», не борясь с «гебней». Рано или поздно. Но умрём. И я не собираюсь терять уникальный шанс, данный мне самой Русской Судьбой, и в скрюченной старости рассказывать своим детям, как я увеличивал продажи Pepsi...


Общество - система нелинейная, поэтому оно развивается многовариантно, многолинейно. Свидетельством многолинейности общественного развития являются, например, отличия, которые существовали и существуют между европейским и восточным путями развития, между типами исторического развития Австралии, Африки, Южной Америки. Поскольку общество развивается как самоорганизующаяся система, постольку в нём объективно действует случайность, возникают флуктуации, то есть изменения, колебания. Тем самым происходят быстрые, скачкообразные преобразования общественных систем. Из сказанного следует, что будущее и отдельных стран, и всего человечества не является предопределённым. И, как бы нам (ни) хотелось, наш мир, наше страна, наше общество - это та клетка, в которую мы попадаем с рождения. И делать её ещё теснее, чем она есть, глупо. Ещё глупее позволять кому-то этой клеткой распоряжаться.


Что делать? Да совсем простые вещи. Обязательно выходить на все оппозиционные митинги. Потом – на выборы. Проголосовать за всех. Неплохие ведь парни. Или за любого конкретного, кроме Путина. Или вписать в бюллетень кого-нибудь симпатичного – Чебурашку, Гомера Симпсона, демона Ваала. А параллельно – пользуясь тем, что трещинки в стенах режима уже появились, и многое из того, что представлялось бетонным, на проверку оказалось фанерным, - действовать. Искать сообщников. Объединяться. Формулировать претензии на будущее более сложные, чем «за всё хорошее против всего плохого».


Лень, конечно, но с этой вознёй, в этой возне (ведь мы же знаем, из какого сора) появляется шанс. И да, конечно, есть риск, что мы станем «более хуже одеваться». Или поубиваем друг друга, как уже не раз на этой почве случалось. Что проросшее сквозь фанеру путинскую окажется ещё хлеще. И будет так же серо, но уже не сытно. Есть. Осознаём. Будем пробовать избежать. Но по-другому не будет вообще ничего.


Только серое, бег довольных по кругу, в котором пустота, и ты – никто, со стороны, с перспективой вечно дрожать за свою более сытую (а сытную ли?), чем некогда, жизнь или вовсе её лишиться.


Люди делятся на две категории. Одни растят детей. Мечтают о том, как те вырастут, выучатся на бухгалтеров и инженеров. И, может быть, даже дорастут до начальников отделов. Другие же придумывают, на какую очередную бойню в угоду своим амбициям этих выросших детей отправить. Мне прекрасно понятна тихая, уютная, безобидная, безвредная позиция первых. Но она никогда не станет мне близка. Потому что никогда мне не станет близка позиция человека, решившего быть «объектом». Но всё это слишком сложно для людей, способных лишь на локально оптимальные шаги в линейной модели существенно нелинейной системы, окружающей их.


Я понимаю... я сочувствую...