Один из таких эксклюзивных показов состоялся в Ижевске в кинотеатре «Дружба» при активном содействии Ижевского киноклуба. Казалось бы, фильм, который идёт около четырёх часов и в котором нет ни одной звезды, кроме Петра Мамонова - да и тот, кстати, не в главной роли, – не привлечёт российского кинозрителя. Так нет, всё наоборот. В Интернете безумный ажиотаж - люди просят привезти фильм в их город и завидуют столицам, где показ был осуществлён. Посмотревшие «Шапито-шоу» уже давно окрестили этот фильм «лучшим в отечественном кинематографе за последние годы». В чём же кроется неожиданный успех фильма?


Безусловно, в его интересном сюжете. «Шапито-шоу» - это своеобразный альманах, состоящий из четырёх частей. Режиссёр Сергей Лобан и сценарист Марина Потапова взяли за основу человеческие отношения: любовь, дружбу, семью и бизнес. Получилось четыре самостоятельных фильма длительностью около часа каждый: «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество». Попытавшись создать лабиринт-фильм наподобие лабиринта-книги из рассказа Борхеса «Сад расходящихся тропок», авторы фильма «закольцевали» четыре части друг в друге так, что можно начинать смотреть с любой – ничего не изменится.


В каждом фильме есть главные герои, к которым постоянно возвращается повествование, но есть и второстепенные, которых мы уже видели в других частях. Причём главный герой из одной части может оказаться лишь частью «массовки» в другой. Это не Шекспир, где центром Вселенной становится только один человек, здесь центром Вселенной может стать любой. Каждый может выйти на сцену «Шапито-шоу» и спеть и станцевать свою историю, что, собственно, этот каждый и делает.


Но у главных героев есть свой шекспировский монолог, который объединяет все четыре истории фильма в одну. В кульминационные моменты герои на разные лады произносят этот монолог под кодовым названием «липкая ложь». «Ты - самый страшный человек, - за дело или ни за что обвиняют они свою подругу, своих мнимых друзей, своего отца или партнёра по бизнесу. - Ты окружил себя липкой ложью, как насекомое».


«Шапито-шоу» – это не просто кино, это гибрид находящихся в контрах концепций. Сергей Лобан разрушает границы между документальным и художественным кино, между мейнстримом и арт-хаусом. Кино, безусловно, авторское, но сюжеты историй понятны любому обывателю: знакомство по Интернету, предательство друга, отношения с отцом, провал бизнеса. В то же время здесь есть элементы арт-хауса. Само шапито напоминает театр «Силенсио» из «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча. И конферансье, и дама, озвучивающая большинство песен, словно вышли из мира культового режиссёра. А чего стоят эти головокружительные спирали, крутящиеся на столах в шапито, а также на дорожных указателях.


Кроме того, в фильме важное место занимает концепт игры, характерный для эстетики постмодернизма. Люди играют свои отношения, играют роли в той или иной ситуации. В «Любви» двое познакомились по Интернету и начинают разыгрывать любовные отношения: скандалы, истерики, расставания. Хотя на самом деле это лишь видимость и им просто хочется иметь эти отношения, а признаться друг другу в нелюбви – страшно. В «Дружбе» играют крепкую пионерскую дружбу, что само по себе абсурдно в новом мире: сексуальные меньшинства и наркотики «затесались» в пионерский отряд. Кроме того, всё это пионерство – чистой воды фарс, а предводитель отряда – просто неудавшийся актёр, который в своём апогее доходит до «игры в войну» с племенем индейцев.


В «Уважении» отец разыгрывает сына, притворяясь больным. Да и вообще он всячески издевается над своим чадом, используя жизнь для создания своей очередной гениальной пьесы. В «Сотрудничестве» перед нами предстаёт эрзац-звезда Рома Легенда, который является двойником Виктора Цоя. Своей игрой «в рок-певца» совместно с продюсером он пытается заработать, но не получается – искусная подделка никому не нужна. Но в то же время сами актёры не играют заданные роли и не скрываются под чужими именами. Каждому оставили не только имя, но и характер, частично жизненную историю и судьбу. Кто-то из них даже и не актёр вовсе. Здесь есть художники, шоумены, звёзды цирка, певцы, критики, футболисты, телеведущие и просто прохожие.


Игра же на сцене шатра с вывеской «Шапито-шоу» по сравнению с историями героев кажется фарсовой и комичной. Двойники Мерлин Монро, Майкла Джексона, Элвиса Пресли предстают на сцене в весьма интересных ролях: Монро «влюбляется» в медведя, Джексон пляшет на фоне Мойдодыра, Пресли летает «под куполом», сбивая со столов бокалы. Те, кто был когда-то идолами, превращаются под взглядом современного человека в клоунов. Настоящая и искренняя игра – это игра в самих себя. Не стоит притворяться кем-то, не нужно подстраиваться под кого-то, просто нужно быть самим собой. В эту игру веришь.


Обычные люди, герои новелл, играющие самих себя, периодически сами выступают на сцене. Они пляшут под позитивную музыку, смешно двигаются, но их лица спокойны, а поют они серьёзные и глубокие песни про себя, про отношения, про свои чувства. Эти песни на фоне чудачеств двойников приобретают ещё большую трагичность. Сергей Лобан, легко переворачивая застоявшееся высказывание Шекспира «Что наша жизнь – игра» в «Что есть игра – лишь жизнь», своим фильмом сразу же завоевывает российскую публику, и не только российскую.