Спектакль поставлен по роману неординарной писательницы Амели Нотомб «Серная кислота». По сюжету существует телешоу, которое называется «Концентрация». Организаторы ловят участников для этого шоу прямо на улицах города и делают из них заключённых в прямом смысле этого слова: у каждого есть свой номер из цифр и букв вместо имени, арестантская одежда и ложка, которую «заключённые» любовно носят на верёвочке на шее. Каждую неделю «добрые» надзиратели убивают по одному «арестанту» прямо на глазах у телезрителей. А людям такая феерия нравится: все припадают к экранам телевизора, забыв про ужин, про общение, про себя. Новая реальность творится в телепространстве.


Вот этот сюжет и попытались разыграть начинающие актёры из театра Les Partisans под режиссёрской эгидой Павла Зорина. Пространство сцены было условно разделено на два мира по разные стороны телевизионного экрана: мир «заключённых» - мир «шоу» - и мир горожан - мир реальный. За телевизором муж с женой смотрят, как их знакомых, соседей по дому убивают одного за другим.


Главная героиня Панноника, попавшая в шоу «Концентрация», не забывает о своём имени - ей чужд выданный номер, - обращается к «заключённым» на «Вы», ест лишь после молитвы и не опускается, как другие «арестанты», до уровня животного в своём поведении. Героиня выглядит уж очень положительно, что несколько противоречит самой постановке.


Есть ещё один герой, на которого стоит обратить внимание, - надзиратель Зден. Он на протяжении спектакля меняется психологически, проходит нелёгкий, казалось бы, путь от злодея к герою. А на деле оказывается всё очень легко. Он, словно древнеримский бог Янус, переворачивает лицо и становится своей противоположностью. Внутренний душевный путь не показан, не прочувствован, не акцентирован режиссёром. Можно сказать, что оба образа не были до конца раскрыты, оттого остались для меня какими-то нецелостными, словно собранными по кусочкам.


Про игру актёров не хочется говорить ничего плохого, поскольку театр ещё начинающий и, как я понимаю, любительский. Поэтому скажу о режиссёрской работе, всё-таки Павел Зорин занимается театром около 10 лет. Слишком скучно выстроена сценография. Мне хотелось заснуть от повторяемости действий: работа «заключённых», во время которой идут какие-то разговоры между главными героями, и убийство одного из «арестованных», снова работа, снова казнь, и так несколько раз подряд. Ещё один минус: кто-то из актёров играл свою роль реалистично, кто-то - комично, кто-то - излишне трагично (намекаю на главную героиню).


Были действительно интересные образы «на заднем плане», создаваемые актёрами без слов, просто взглядом, выражением лица, которые поражали своей трагедийностью. Были и те, на которые без смеха нельзя смотреть. Это странно и непонятно. Если играете трагедию – играйте все вместе, если комедию – тоже вместе. Было ощущение, что актёры не чувствуют друг друга на сцене, а режиссёр почему-то этот момент с ними не проработал.


И самое нехорошее, что может делать режиссёр со зрителем, – он им манипулирует и делает из него самого главного злодея в спектакле. Ведь Панноника невольно осуждает не только актёров, играющих этих зрителей перед телевизором, но и всех пришедших смотреть спектакль. Во-первых, эффект шоу получился из-за того, что в самом начале нам раздали программки-пульты, и я сидела с этим пультом и могла как бы «переключить» спектакль, но фактически меня заставляли смотреть его до конца. Во-вторых, в спектакле была показана «реальность» смерти со страхом, с криками. На мой взгляд, есть много способов показать смерть и не прибегая к слишком реальному действию. Намекни зрителю, и он поймёт, но чтобы смотреть, как мальчика душит здоровенный, накачанный парень или на голову девочке надевают пакет… Я не зритель телешоу «Концентрация», и мне действительно хотелось «переключить» канал или просто выйти из зала. Каждый может согласиться со мной или не согласиться, посмотрев спектакль «Концентрация» 28 марта в галерее «Грифон».