Насколько удалось выяснить, причиной немыслимых счетов за электроснабжение МОП стали появившиеся в жилых зданиях общедомовые приборы учёта, показатели которых стали теперь учитываться при начислении оплаты. Пожалуй, наиболее наглядно эта ситуация проявилась на примере моего дома, где в одном подъезде-секции, оборудованном «коллективным» прибором учёта, люди в декабре прошлого года получили к оплате астрономические суммы, а в другом, где счётчика не оказалось, продолжали платить в соответствии с нормативом по 33,88 руб. на одного зарегистрированного в квартире жильца (14 кВт.ч на человека).


Лично моя квартира находится в подъезде без счётчика, но в январе инициативная группа жителей предложила мне войти в совет дома, и проблемы жителей «оприборенного» подъезда мне, как домовому активисту, пришлось изучать более плотно.


Вот что выяснилось. Повышенные (в сравнении с нормативами) платёжные счета за МОП стали поступать в соседнюю секцию с октября 2011 года. Так, одной из семей из трёх человек по строке МОП за октябрь было начислено 235,23 руб., то есть в два с лишним раза больше, чем если бы эта квартира платила по нормативу (101,64 руб. за троих). А за ноябрь к оплате было предъявлена уже сумма… 831,04 руб. Возможно, конечно, что Удмуртская энергосбытовая компания, которая является поставщиком электроэнергии, произвела перерасчёт за предыдущие месяцы, но сумма, действительно, оказалась впечатляющая. Схожие суммы за ноябрь были выставлены и другим жителям соседнего подъезда.


Мы составили с собственниками двух квартир запросы в управляющую компанию, которая обещала в ближайшее время разобраться с этим казусом, а также в ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», выполняющее в Ижевске функцию гарантирующего поставщика электроэнергии в жилые дома. Кроме того, в более оперативном режиме через пресс-службу Удмуртской энергосбытовой компании удалось получить официальный комментарий директора по продажам Константина Дзюина, посвящённый в целом ситуации по городу.


В своём комментарии представитель компании первым делом разъясняет, за что, собственно, по мнению энергетиков, платят жители по строке «электроэнергия МОП» в платёжках. «Места общего пользования (МОП) - термин распространённый, но некорректный, - отметил Константин Дзюин. - Правильно говорить «электроэнергия ОДН» (общедомовые нужды). Это объём всей электроэнергии, потреблённой домом, за вычетом электроэнергии, потреблённой в квартирах (определяется показаниями индивидуальных узлов учёта - квартирных счётчиков)». По словам директора по продажам, «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утверждённые Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, исходят из того, что в многоквартирном доме затраты электроэнергии вне стен квартир не сводятся лишь к освещению мест общего пользования (подъездов, подвалов) и к работе лифтов. «В ОДН могут входить также расходы на работу домофонов, антенных усилителей, оборудования провайдеров сети Интернет, насосов, а также электроэнергия, расходуемая управляющей компанией в ходе проведения ремонтных работ, и потери в сетях, - уточняет Дзюин. - Чем старше внутридомовые сети, чем больше «скруток», чем больше нагрузка на сеть, тем больше и потери. Значительную часть составляют и «потери», носящие криминальный характер, - подключения к внутридомовым сетям киосков предпринимателей, не имеющих договора на энергоснабжение, подключения жильцов в обход индивидуальных счётчиков».


Константин Дзюин не отрицает, что высокие суммы счетов за МОП могут быть вполне реальны. По его словам, не исключена даже ситуация, что «сумма платежа за МОП может превысить сумму, начисленную за фактически потраченное электричество внутри квартиры». «Если цифры, предъявляемые вам к оплате, вызывают сомнение, необходимо обращаться в вашу управляющую компанию, которая занимается обслуживанием внутридомовых сетей, - советует представитель Удмуртской энергосбытовой компании. - Управляющая компания должна проверить внутридомовые сети на предмет постороннего вмешательства».


Меня, однако, в первую очередь волновала ситуация, связанная с различным способом начисления – по нормативам или исходя из показаний общедомового счётчика. Выяснилось, что в соответствии с упомянутым 307-м Постановлением Правительства РФ начисления за электроэнергию ОДН производятся в зависимости от того, установлен ли в доме общедомовой узел учёта или нет. Если общедомовой счётчик установлен, то начисление за электроэнергию ОДН осуществляется исходя из его показаний – из расхода потреблённой домом электроэнергии вычитаются показания индивидуальных приборов учёта, а полученный расход на ОДН распределяется пропорционально расходу электроэнергии в квартирах. «То есть чем меньше электроэнергии потребил житель, тем меньше ему будет начислено и за ОДН. Соответственно, чем больше в квартире энергоёмких приборов, тем больше индивидуальное потребление электроэнергии, тем больше нагрузка на внутридомовую сеть, тем выше начисления за ОДН», - говорит Константин Дзюин.


Можно спорить со справедливостью такого «пропорционального» распределения, однако в формуле №9 «Правил предоставления коммунальных услуг» (Постановление №307), как я смог сам убедиться, заложен именно этот принцип.


Если же в доме не установлен общедомовой счётчик, то начисления осуществляются по нормативам потребления коммунальных услуг, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.06 г.: 7 кВт.ч - на каждого проживающего за МОП, 7 кВт.ч на каждого проживающего за лифтовое оборудование.


Нормативы – это усреднённый показатель, и в отдельных случаях они могут превышать реальное потребление, а в некоторых случаях – быть ниже. Среди обратившихся в нашу редакцию, например, есть жилищный активист Александр Корепанов, который в 2010 году выиграл иск по «неосновательному обогащению» к управляющей компании ООО «Ижкамсервис», которая собирала с жителей плату за МОП по нормативам, а рассчитывалась с Удмуртской энергосбытовой компанией по показаниям прибора учёта. По нормативам выходило дороже, и семья истцов не только заставила «Ижкамсервис» изменить порядок начисления, но и отсудила за 2009 год около 600 руб. разницы.


Тем не менее, судя по реакции населения, в последнее время именно переход к расчётам по общедомовому прибору чаще всего ведёт к резкому повышению платы за электроснабжение МОП в домах. Можно вспомнить активную кампанию со стороны властей и энергетиков, заявлявших о том, что установка приборов учёта позволит жителям существенно экономить средства. В отношении теплоснабжения и ГВС, например, это часто оказывалось верным, однако в случае с электроснабжением ситуация, как видим, скорее обратная.


Особенно серьёзно, выходит, пострадали те жители, кто установил общедомовые приборы учёта за свои средства. По мнению одного из опрошенных мною экспертов, основную выгоду от установки общедомовых счётчиков должны в конечном итоге получить электросетевые компании, работающие с электроснабжающими организациями по договорам подряда. По сути, если сейчас действуют заниженные нормативы, то внутридомовые потери электроэнергии, если они есть, ложатся на эти организации.


По закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении» приборы учёта должны появиться во всех многоквартирных жилых домах в срок до 1 января 2012 года. Однако в настоящее время этот срок отодвинут до 1 июня текущего года. У меня возник вопрос: если собственники, которым невыгодно переходить на новую форму оплаты, не принимают решение об установке общедомовых счётчиков в течение этого года, то каким образом будет производиться оплата? В пресс-службе ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» мне пояснили, что так же, как и раньше, - по нормативам. Правда, пояснили, что, скорее всего, такая ситуация продлится недолго и электросетевая компания установит такой прибор учёта за собственный счёт.


В отношении же моего дома, где один из двух подъездов оказался «оприборен», у меня возникло сомнение в правомерности начисления платы за МОП не по нормативам. Пусть каждый подъезд у нас соответствует практически отдельной секции, но юридически это всё-таки один дом, поэтому объявлять «подъездный» счётчик «общедомовым» и переходить на новую систему исчисления оплаты электроснабжения, наверное, некорректно. Продолжение темы в следующем номере «Д».


Внимание!


По вопросам начислений за электроэнергию следует обращаться в свою управляющую компанию, а также в ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» по тел. 957-100.