Проблема родилась в 2010 году при Денисе Агашине, в то время – министре транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. Миндортранс УР создал госучреждение «Безопасность дорожного движения», получившее в ведение обслуживание светофоров, установку дорожных знаков и весовой контроль. В связи с этим контролем ГУ УР «БДД» и приобрело печальную известность.


К октябрю 2010 года на дорогах Удмуртии действовало до семи передвижных постов весового контроля (ППВК). Организованы они были просто: «ГАЗель» с компьютером, двое сотрудников ГУ «БДД», сотрудник ДПС и площадка для взвешивания, которую устанавливали прямо на асфальте. Грузовики, задержанные на таком посту, оценивались по трём основным параметрам: общий вес автомобиля, нагрузки на ось и пройденное расстояние. Исходя из них сотрудники ППВК рассчитывали ущерб, нанесённый самосвалом дорожному полотну, и предъявляли водителю счёт от имени собственника дороги – Удмуртской Республики.


Суммы варьировались от 5-7 до 30-40 тысяч рублей и выше за один рейс. Те, кто отказывался платить, искали потом свой грузовик на штрафстоянке. Таким образом за 2010 год ГУ УР «БДД» удалось собрать около
5,5 млн рублей.


В ноябре 2010 года вслед за корреспондентом «Д», готовившим публикацию на эту тему, Прокуратура УР нашла 10-летней давности постановление правительства России, запрещающее ППВК как таковые. Их деятельность на территории Удмуртии была признана незаконной, и целых четыре месяца строительные грузы перемещались по республике беспрепятственно. Но к середине весны ГУ УР «БДД» нашло простой выход из положения: на оживлённых трассах оборудовали бетонные площадки с выемкой. Теперь те же «ГАЗели» начали выезжать на место «засады», закладывать весы в ямку и подключать к ним провода, называя всё это «стационарными постами весового контроля» (СПВК) – а они в отличие от передвижных законны.


По словам водителей, в течение года ситуация изменялась только в худшую сторону. «Раньше весовые работали с девяти утра до шести вечера, теперь – круглосуточно, начиная с середины прошлой осени, - рассказал корреспонденту «Д» один из них, Виктор Русских. - Стоят по Сарапульскому тракту в Каменном, по Нечкинскому в Поваренках, по Воткинскому – в десяти километрах, не доезжая до города, по Як.-Бодьинскому тракту… В этих направлениях перекрыто всё движение. В основном это касается самосвалов, открыта настоящая охота на ведьм». Виктор Степанович – 59-летний предприниматель с семилетним стажем, водитель собственного КамАЗа. Раньше он возил сыпучие грузы по всей Удмуртии, теперь в южной её части осталась единственная «дорога жизни» для грузоперевозчиков – Гольянский тракт.


Машина Виктора Русских рассчитана на 10 тонн. На Котовском карьере в Сарапульском районе УР он платит 3200 рублей за полную загрузку ОПГС, за один грузовик которой в столице Удмуртии дают от 5 до 6 тысяч. По дороге в Ижевск он сжигает на 800 рублей солярки. Остаётся в среднем полторы тысячи рублей заработка с одной ходки, которые предприниматель может записать себе в «плюс», не учитывая расходов на обслуживание «пожилого» КамАЗа. Таких частных извозчиков, работающих на нужды городского и дорожного строительства, в Удмуртии множество, и сейчас им приходится думать о продаже своих машин за ненадобностью. Штрафы, начисляемые на СПВК, лишают эту работу всякого смысла.


Большинство всё-таки ищет другие пути. В позапрошлом году грузоперевозчики переходили на ночной режим, подвергая спящие придорожные селения нервотрёпке, а себя – реальной опасности. Теперь, когда СПВК работают и ночью, стало ещё интереснее. «Все водители, сколько их есть на самосвалах в Ижевске и близлежащих районах, эти весовые посты объезжают, - поделился Виктор Степанович. – Любыми способами! Через деревни, козьими тропами, как угодно, потому что если попал на пост не совсем пустой, то штраф тебе обеспечен». И прежде всего потому, что мировой автопром вообще не производит самосвалов, которые при полной загрузке встали бы на весы и не подпали бы под «штрафные» нормы поста весового контроля…


«Я у самих весовиков спрашивал, сколько грузить в 10-тоннку, чтобы ехать без штрафа, - рассказывает Виктор Русских. - Говорят - тонн 6-7 грузите». Ещё хуже обладателям реально больших 25-тонных самосвалов – для них вопрос стоит так: либо возить «на донышке», либо платить на СПВК десятки тысяч компенсации государству за каждую ходку в один конец. Технические характеристики машин вошли в противоречие с законом, абсурдная ситуация сделала любые перевозки в этой категории заведомо нерентабельными.


Дважды влетев в 2011 году на штрафы, Виктор Русских затеял долгую переписку с властями. Основная его идея – необходимо вернуться к старым нормам контроля за весом автомобилей по общей массе, без учёта нагрузок на ось. Это фактически вернуло бы водителям право ездить по дорогам с грузами в пределах технических ограничений, установленных заводом-изготовителем машины. «Прошу подойти к этой проблеме с полной ответственностью, - в частности, писал Русских в одном из своих обращений. – Ситуация с каждым днём накаляется, что может вырасти в прямое противостояние водителей-предпринимателей с организаторами бандитских поборов». Его обращения в многочисленные инстанции в конечном счёте оказались в прокуратуре Завьяловского района УР и региональном управлении Гостранснадзора, которые, сославшись на совместную апрельскую проверку трёх СПВК в радиусе 50 км от Ижевска, разъяснили заявителю, что всё соответствует букве закона. Единственный адресат, имевший полномочия инициировать рассмотрение вопроса не по формальным признакам, а по существу, – министр транспорта и дорожного хозяйства УР Олег Гарин – отреагировал уведомлением о том, что обращение передано по подведомственности в надзорные органы.


Конечно, драконовские правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлены на уровне Госдумы и Правительства РФ, и чиновники Удмуртии не в силах просто «взять и отменить» эти нормы. Но пока что на республиканском уровне проблему отказываются даже обсуждать, и водители, понемногу приближаясь к точке кипения, продолжают укатывать в полях новые колеи – параллельные асфальтовым трассам.