«Граховский район Удмуртской Республики всегда славился своим конным заводом. Основан завод был в 1943 году и занимал почти всегда первое место по производительности и качеству продукции, – прочитал я на официальном сайте района. - Именно на этом заводе почти с семидесятилетней историей была выращена самая знаменитая лошадь СССР по кличке Люлька, в 1954 году явившаяся серебряным призёром ВДНХ Советского Союза, которую позднее Н.С. Хрущев подарил шейху Объединенных Арабских Эмиратов». Именно под Грахово, как утверждают источники, была выведена одна из самых выносливых на сегодняшний день пород лошадей – Вятская.





Удивлённый самим фактом существования в Удмуртии своего конезавода, на следующее утро я отправился на автовокзал покупать билет до Грахово. Поначалу дорога до этого районного центра, расположенного в 165 километрах от столицы Удмуртии, не предвещала каких-либо неприятных сюрпризов. Но как только автобус выехал за пределы Ижевска, произошла поломка, пришлось сделать вынужденную остановку. Пока водитель занимался ремонтом, я, вдохновлённый тем, что через пару с половиной часов увижу лошадей знаменитой породы вживую, сидел и смотрел в окно. В тот день было солнечно, но снежно. Ждать пришлось недолго, вскоре мы снова тронулись в путь. По плану одна короткая остановка должна была быть в Можге, но на самом деле стоянка наша оказалась довольно долгой. В Можге мы остановились около здания с надписью «Удмуртавтотранс», которое, на мой взгляд, не очень-то походило на автовокзал. Водитель, ничего не объясняя, зашёл в здание и пропал. Ждать его пришлось около получаса. В конце концов пассажирам объяснили, что из-за неисправности всем придётся пересесть в другой автобус. Им оказался старенький, холодный и подпрыгивающий на каждой кочке «пазик».





Мы протряслись в нём около двух часов, пока не добрались с получасовым опозданием от расписания до места назначения. Прибыв в Грахово, я попытался зайти в здание местной автостанции, но оно оказалось закрыто. Молодая контролёрша стояла прямо на улице и общалась с каким-то молодым человеком. На мой вопрос: «Когда будет открыта автостанция?» - она ответила: «Не сегодня». Это должно было меня насторожить, но я спешил побыстрее добраться до легендарного конного завода.





Выяснилось, что это не так уж и просто - посёлок при конном заводе располагается километрах в десяти от райцентра. Общественный транспорт туда не ходит, поэтому пришлось идти, «ловя» попутки. Пройдя добрую часть пути пешком и промочив всю обувь, я добрался до какого-то маленького населённого пункта и подумал, сколько же мне ещё идти до завода? Чтобы сориентироваться на местности, «поймал» машину и поинтересовался, далеко ли Граховский конный завод. К моему удивлению, водитель ответил, что я уже на месте. Поблагодарив, я огляделся, и увиденное повергло меня в шок: на улице ни души, половина домов заброшена, другая половина тоже мало чем от них отличалась, только из печных труб валил дым. Было такое чувство, что этот посёлок только что пережил войну. Пройдя по обветшавшей плотине местного прудика, я стал взбираться на холм, где и находился сам завод. То, что я здесь увидел, поразило меня не меньше, чем посёлок: заброшенные конюшни, кони, поедающие сено прямо с грязью из-под копыт. Стоявшая здесь кирпичная конюшня тоже выглядела полуразрушенной, но внутри неё в стойлах я заметил несколько лошадей. Прогулявшись по этому Богом забытому месту, я всё же решил попытаться найти людей и узнать, что же здесь такое случилось.


Навстречу ко мне вышел мужчина, оказавшийся бывшим конюхом Владимиром Есихиным. Владимир Михайлович и рассказал мне о том, как сейчас обстоят дела на одном из лучших когда-то конных заводов в России. «Дела неважно у нас обстоят, беднеет наш завод. Лошади от этого страдают, да и нет специалистов, чтобы ухаживать за ними», – коротко обрисовал ситуацию конюх. «А куда делись специалисты?» - поинтересовался я. «После 2007 года, когда наш завод был приватизирован руководителем регионального отделения «Единой России» Прасоловым Алексеем Михайловичем, мы зарплату не видели почти полтора года, поэтому все хорошие конюхи и уволились», – ответил Владимир Михайлович, несколько перепутав партийный статус г-на Прасолова. По его словам, новый хозяин назначил и нового молодого директора – Сергея Зиновьева. «Так при нём целых 10 голов скота умерло от голода, а всё потому, что директор нанял новых, неопытных рабочих. А за лошадьми нужно следить, кормить, ухаживать. Вот из-за безответственности и умерли кони. Ответственности за это так и никто не понёс», – рассказал бывший работник конного завода. В этот момент по улице проходил ещё один мужчина, и Владимир Михайлович посоветовал мне поговорить с ним, так как тот, по его словам, проработал на заводе всю жизнь и знает гораздо больше.


«С 2005 года начало всё идти на убыль, – сообщил второй мужчина, назвавшийся Алексеем Никитовичем. - Производили продукта мало, да и качество упало. Денег на корм лошадям практически не выделялось, поэтому приходилось кормить их прошлогодним сеном, а оно было плохое, в основном заплесневелое». «А как могли такое допустить?» - спросил я. «Начальство говорило, что бюджет не выделил, вот и кормили тем, что осталось. Тринадцать лошадей-маток вообще пришлось абортировать из-за заплесневелого сена, - рассказал Алексей Никитович. - Бывало так, что животные вообще не получали пищу, самое долгое - это четверо суток кони ничем не питались, даже от безвыходности ели собственный кал. После этого 35 лошадей заболели раком крови, одна из них умерла, мучаясь в страшных судорогах. Начальство приказало её сжечь на костре прямо здесь же около конюшен». «А что стало с остальными?» - «Других заражённых лошадей пустили на колбасу на Можгинском мясокомбинате». После этого случая, по словам моих собеседников, приехала проверка во главе с районным прокурором Юшковым, но прокурора потом перевели в другой район и дело до конца так и не довели.


Местные жители говорят, что окончательное банкротство завода произошло в 2007 году, и тогда завод купил за 2 млн рублей Алексей Прасолов. Но и после приватизации дела не наладились, и новый хозяин решил открыть при конном заводе рыбное хозяйство. «Начали производить карпов, Зиновьев (Прим. – директор) был очень восхищён тем, что рыбное хозяйство впервые дало прибыль в 1 млн рублей. Только не учли, что на корм рыбам ушло 2,5 млн рублей», - проявили осведомлённость мои собеседники. Однако, несмотря на убогое нынешнее состояние конного завода, который и называть-то так язык не поворачивается, по слухам, у нового директора всё хорошо - он открывает магазины в Грахово и здесь в посёлке и достраивает себе новый коттедж.


Насмотревшись на разруху и под впечатлением от увиденного, я отправился по той же дороге обратно в Грахово, надеясь через три-четыре часа добраться до дома. Однако на автостанции в райцентре выяснилось, что последний автобус уже ушёл, а следующий будет только завтра. Затормозив встречную иномарку, как оказалось, единственную в посёлке, я поинтересовался, как мне теперь добраться до Ижевска. За рулём авто сидел местный участковый полиции, давший мне единственный совет - попробовать найти такси. К моему счастью, это удалось сделать. Но выяснилось, что выбраться обратно в город стоит в десять раз дороже, чем приехать сюда. Такое вот место. Даже не верилось, что пятьдесят лет назад здесь разводили лошадей-призёров престижных выставок и даже дарили их арабским шейхам.