Эти 500 тысяч на ремонт дорожного полотна улицы Красной в селе Люк проделали длинный путь из бюджета Удмуртской Республики через муниципальную казну Завьяловского района и МО «Люкское» и в конечном счёте достались двум подрядчикам - ООО «ЭФФА» и «Рельеф», принадлежащим одной и той же предпринимательской семье. Несмотря на то что размер субсидии впятеро превышал сумму, максимально разрешённую для освоения без открытых конкурсных процедур, администрация МО «Люкское» распорядилась ими по-своему: требуемый объём работ был раздроблен на несколько контрактов, каждый на сумму менее 100 тыс. рублей. Тем самым муниципальные чиновники получили возможность выбирать подрядчика по своему усмотрению.





Работы продолжались два месяца и завершились в июле 2011 года. Уже в августе быстрое разрушение полотна, только что сданного в эксплуатацию, забеспокоило местных жителей, а в конце октября выездная проверка сотрудников ГИБДД из Завьялово признала, что новая дорога разбита и ГОСТам не соответствует. Буквально за четыре дня до этого глава села Люк Галина Темникова в ответ на очередную жалобу заявила прямо противоположное: «Дорожное полотно соответствует пятой категории согласно акта» трёхмесячной давности и «необходимости дополнительного осмотра дорожного полотна нет». Между тем сотрудники ГИБДД по Завьяловскому району в акте проверки дороги отметили следующие недостатки: отсутствие пешеходной дорожки, наличие колеи, просадок, пучин и гребёнок на всём протяжении улицы Красной.





Наталья, у которой на этой улице стоит дом, всю осень пыталась выяснить в десятке инстанций, с кого спрашивать за странные последствия ремонта. По её словам, даже вместо положенных по контракту скромных 10 см песка и 10 см ПГС подрядчик положил на глиняное основание смесь из песка и той же глины, которую сверху присыпал тонким слоем сероватой песчаной массы, лишь отдалённо напоминающей ПГС. И хотя в конце июля акт приёмки объекта чиновники благополучно подписали, к середине осени в колеях новой дороги запросто можно было посадить «на брюхо» легковой автомобиль. При этом селянам было известно, что стройматериалы для отсыпки дорожного полотна добывались не в песчаном карьере, а тут же, в четырёх километрах от стройки, неподалеку от ближайшей свалки.


По этому поводу предпринимателю Эльвире Фоминых, которая вместе с мужем владеет двумя дорожно-ремонтными предприятиями, работавшими на улице Красной, пришлось давать объяснения сотрудникам природоохранной прокуратуры. Жительница Люка Наталья предоставила надзорникам фотографии, сделанные в течение часа в один из тех летних дней: самосвалы набирают глину рядом с полигоном твёрдых бытовых отходов и разгружаются на улице Красной. Однако Эльвира Фоминых заявила в прокуратуре, что технику и рабочих она нанимала «со стороны», какую там глину они в свободное время копали, это их дело, а она привозила песок и ПГС для люкской дороги со склада в Ижевске. Эта версия, вопреки «фоторепортажу» жителей, и была принята природоохранной прокуратурой.


«Я слышала про разговор, который был у одного из жителей с рабочими, - рассказала Наталья корреспонденту «Д». – Тот сказал строителям, что ж вы делаете, для чего глину на глину класть? А те сами говорят, что стоимость такого «ремонта» - от силы 100 тысяч рублей, никак не пятьсот». Собеседница «Д», не стесняясь в выражениях, строит версии насчёт того, кто и как разделил между собой остаток суммы.


С точки зрения подрядчика и администрации МО «Люкское», ситуация выглядит совсем иначе. Эльвира Фоминых и Галина Темникова в один голос утверждают, что в теперешнем состоянии дороги нет никакого криминала: это лучшее, на что могут рассчитывать селяне за те деньги, которые выделяет республика. «ПГС – инертный материал, это тот же грунт, и он движется под колесами транспорта, - рассуждает Галина Темникова. – У меня свои селяне, которые радуются, что есть такая дорога и теперь можно ездить. А это дачники, городские, они привыкли: на дороге – асфальт, к подъезду – асфальт, они просто не знают, в каких условиях живут люди. Я десять лет работаю главой поселения – такая субсидия выделяется впервые». Как следует из слов чиновницы, чтобы состояние дороги не шокировало городского жителя, требуется финансирование, о котором на селе даже не мечтают: на километр покрытия из щебня – 1,2-1,4 млн рублей, на километр асфальтовой дороги – до 10 млн рублей. В то время как на ремонт дорожной сети всего Завьяловского района, как сообщила глава муниципалитета, из бюджета Удмуртии выделяется всего около 6 млн рублей в год. По словам Галины Темниковой, теперь для поддержания новой дороги в проходимом состоянии требуется разравнивать полотно грейдером раз в 3-4 месяца, в идеале – с досыпкой ПГС, если найдутся деньги. Но весной и осенью никакие ухищрения не могут сделать грунтовку гладкой.


Остаются два вопроса. Во-первых, к главе МО «Люкское»: зачем потребовалось дробить контракт, пропуская конкурсные процедуры? Галина Темникова в ответ только сослалась на особый порядок, предусмотренный ст. 55 Закона №94-ФЗ о госзакупках, и перечислила десяток учреждений и комиссий, которые проверили работу администрации села, не найдя нарушений. «Мы шагу не можем шагнуть, знаете? – сказала она. – Каждую бумагу мы отправляем для проверки в прокуратуру». Второй вопрос - действительно ли вместо песка и ПГС на улице Красной положили песок и глину? – корреспондент «Д» адресовал Эльвире Фоминых, но она тоже не стала всерьёз обсуждать эту тему. «Она этот грунт в лабораторию возила? – поинтересовалась г-жа Фоминых, имея в виду возмутителей спокойствия, и отрезала: - Любые слова должны иметь документальное подтверждение. А это - чушь».


Тяжбы и пересуды вокруг дороги в селе Люк в будущем году продолжатся. На стороне сельской администрации – кипы формальных документов; из аргументов жителей села Люк, недовольных таким дорожным строительством, - только заключение ГИБДД о признании дороги негодной, да, пожалуй, сама дорога, которая через три месяца эксплуатации стала похожа на танковый полигон. «Какие наши дальнейшие действия, понятно, - сказала Наталья корреспонденту «Д». – Весной опять пригласим ГИБДД, составим акт, и снова в суд». Судебное решение, конечно, когда-нибудь будет, придут рано или поздно и новые крохи на восстановление дорожного полотна из республиканской казны. Но вслед за очередным сомнительным «освоением средств» придут осенние дожди, и это значит, что всё можно будет начинать сначала.