Скульптурная композиция «Триумф Победы» в Ижевске перед свержением.



Строительного генерала Алексея Прасолова, руководителя фракции «Единая Россия» в Госсовете УР, за его трудовой подвиг на открытии реконструированного объекта наградил сам президент Удмуртии. По поводу утраченной скульптуры близкое к властям ИА «Сусанин» сообщило следующее: «Скульптуру рабочих с крыши театра на старое место не вернут. Она не согласуется с новым предназначением здания, полагают строители, апеллируя тем, что скульптуры держат штыки и указывают на принадлежность ДК к оборонному предприятию. Теперь это храм культуры».Исходя из такого странного объяснения, Дворец культуры до сброса патриотических символов не был «храмом культуры». Те, кто свергал трёхметровые статуи героев фронта и тыла, поленились хотя бы посмотреть на железобетонных великанов. Для военных строителей, видимо, нет никакой разницы, что венчает реконструируемое ими историческое здание. Впрочем, они выполняли приказ того, кто их потом награждал и кто ликвидировал Управление охраны памятников истории и культуры УР – президента Удмуртии.


Свергнутая скульптурная композиция изображала вовсе не ужасных оккупантов, набросившихся на «храм культуры» со «штыками» наперевес, а Воина-освободителя и Рабочего-оружейника, символизируя нерушимый союз фронта и тыла в годы войны. Гиганты держали щит в обрамлении парадных знамён Победы. На щите были эмблемы: два перекрещенных автомата, а также два перекрещенных артиллерийских ствола, напоминавших об эстафетной исторической принадлежности Ижевского оружейного завода к Артиллерийскому ведомству. Что, в свою очередь, корреспондировало к сходным воинским эмблемам времён войны с Наполеоном на соседней башне-звоннице старинного ампирного завода.


На скульптурном символе «Триумф Победы» отсутствовали политические символы ушедшей в прошлое советской эпохи. Их изъяли только внизу здания - на парадных входных дверях (многочисленные бронзовые серпы, сиявшие золотом от касания рук слишком ярко) и внутри ДК (барельефы в виде сталинских значков «Готов к труду и обороне» на парадных колоннах буфета, видимо, помешали кому-то из новой жующей публики). Заодно убрали великолепные бронзовые торшеры на парадных лестницах в стилистике эскалаторных торшеров первой линии московского метро (Сокольники – Парк культуры). Архитектор Дворца культуры оружейников В.П. Орлов, которому в следующем году исполняется сто лет, рассказывал мне в 1980-е годы, что эти торшеры появились во дворце как память о его поступлении на первый курс МАРХИ в год, когда в Москве было открыто метро.


Но особенно резко бросаются досадные ляпы военных «перестройщиков» ДК на его парадном фасаде. При сравнении реконструированного здания с его фотографией 1952 года очевидны косо поставленные по краям крыши и как бы сваливающиеся с массивных опорных столбов тумбы-пирамиды. Без центральной скульптурной композиции Солдата и Оружейника эти бетонные пирамиды напоминают рога некоего чудовища. Полностью отсутствует едва ли не самая главная «фишка» ДК – витражные рамы необычной, как бы взлетающей веерообразно-ступенчатой формы. Их стали заменять типовыми квадратными рамами ещё в советское время, но последнее такое уникальное окно строители доломали одновременно с уничтожением бетонных символов Победы на крыше. Ажурные крылья веерных рам были данью архитектора Орлова старым конструктивистским формам довоенного ДК с заложенными по краям парадного входа ступенчатыми окнами. Веерные рамы находились в идеальном созвучии с серебристыми фигурами Солдата и Оружейника. Вместо воздушных, взлетающих в небо рам, которые не встретишь в других городах нашей страны, строители поставили стандартные и квадратные пластиковые рамы, зрительно утяжелившие здание-змею и сбившие взмывающий вверх эмоциональный ритм Победы.


Сброшенная в Ижевске сдвоенная композиция «Триумф Победы» индивидуально повторяла сюжеты других спаренных скульптурных композиций военного и послевоенного времени, преимущественно в Москве (на знаменитых сталинских высотках, центрированных шпилями), образным истоком которых являлась знаменитая на весь мир мухинская композиция «Рабочий и Колхозница» довоенного времени. Самая первая из подобных военных композиций была открыта на московском мосту Победы на Ленинградском проспекте через железнодорожный путь в Прибалтику. Скульптурная композиция моста Победы открыта ещё в военном 1943 году и изображает солдат с ижевским оружием (мужчину и женщину) с приветственным взлётом руки к Советской Армии, устремлённой на освобождение блокадного Ленинграда и оккупированной нацистами Прибалтики, а также геральдическую композицию: щит с оружием, окружённый знамёнами Победы.


После войны появились сходные скульптурные композиции Победы со сдвоенными фигурами солдат с автоматами и рабочих в комбинезонах. В их числе – современные друг другу композиции Зелёного моста в Вильнюсе (1952) и скульптурное завершение парадного фасада ДК «Ижмаш» (1950). Скульптуры единственного в Прибалтике моста со статуями – Зелёного моста – взяты под охрану правительством независимой Литвы как памятники истории и культуры. В Ижевске же после ликвидации республиканскими властями местного Управления охраны памятников истории и культуры скульптурные символы Победы были лишены государственной охраны и безжалостно сломаны.


Странная получается картина. С одной стороны, федеральные власти протестуют против переноса (а вовсе не сноса) Бронзового солдата в Таллине. Или против нацистского раскрашивания ночными хулиганами советских скульптур Зелёного моста в Вильнюсе. Или же возмущаются взрывом памятника Победы в Грузии по приказу президента этой страны. Однако эти же власти оставляют без внимания варварский взрыв в Ижевске (задолго до Грузии!) по приказу будущего президента УР памятника Великой Отечественной войны – ампирного цирка 1943 года. И равнодушно взирают на вандализм местных функционеров «партии власти» по отношению к памятникам воинам-освободителям в самой России.


«А где же наши Нашисты? – возмущается некто Сергей на сайте, посвящённом обсуждению погромов памятников истории и культуры в России. - Почему они не протестуют, не пляшут вокруг администрации? В этой позорной истории – вся Россия. Протестовать русский народ может только по приказу сверху. В этой грязной истории со сносом памятника – никого не снимут, никого не накажут». Так что же «наши Нашисты»? Из патриотических побуждений они призывают «не лить слёзы» по поводу позорного сноса символа Победы в Ижевске, а радоваться «долгожданному новоселью» театра, ведь «если потомки захотят, то лет через сто-двести смогут» восстановить поруганный нами символ Победы («Удмуртская правда», 08.11.11).


Не дожидаясь этих ста-двухсот лет, когда ни одного ветерана Отечественной войны уже не будет в живых, другой пользователь Интернета - Ульяна из Новосибирска – просит прощения за наше просвещённое лицемерие: «Простите нас, воины-освободители, павшие и живые! Простите своих потомков, забывших, кто мы и зачем живём на этой земле! Позор вандалам от власти за невежество и кощунство, за бездуховность и лицемерие!» Действительно, что ещё остаётся в этой ситуации, кроме как хотя бы попросить прощения…