Ижевчанин Александр Булдаков видит в Конституции РФ  только один  источник власти -  «Непосредственную власть народа».


«Нас в Ижевске уже где-то 400 человек, кто заявил о своём праве на непосредственную власть и требует от чиновников уважать нашу волю», - говорит Александр Булдаков, строительный рабочий и один из активистов движения в столице Удмуртии. Александр познакомился с идеями Ларисы Бозиной год назад в Интернете, где у основательницы движения есть свой сайт «Непосредственная власть народа в РФ» (www.bozina.ru) со всей правовой аргументацией и шаблонами обращений. Однако мои попытки скачать для ознакомления некоторые документы с этого сайта наткнулись на неожиданное препятствие. На экране компьютера появилось сообщение: «Доступ к запрашиваемому Интернет-ресурсу закрыт. Интернет-ресурс запрещен к распространению судом и/или внесен в федеральный список экстремистских материалов, опубликованный на официальном сайте Министерства юстиции РФ, как запрещенный к распространению».


Как выяснилось позже, трудности в получении информации создал мне мой интернет-провайдер ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». Между тем другие операторы на рынке интернет-услуг Ижевска никаких ограничений на содержание этого сайта не накладывают. Да и «ЭР-Телеком», скорее всего, действует по какой-то негласной договорённости со спецслужбами, поскольку в официальном «экстремистском» списке Минюста материалы за авторством Ларисы Бозиной отсутствуют, и никаких сообщений о судебном запретах на их распространение тоже обнаружить не удалось.


«Все эти запреты бессмысленны, - говорит Александр Булдаков. - Даже если сейчас сайт Ларисы Николаевны закроют, люди уже давно обмениваются информацией через электронную почту, есть SD-диски со всеми материалами. Мы созваниваемся, собираемся, обсуждаем наши вопросы. Это уже массовое движение, сейчас народ по всей стране просыпается».


По словам Александра, движение возникло два года назад, когда известная общественница из Тольятти, пропагандистка территориально-общественного самоуправления (ТОС) Лариса Бозина разработала собственную концепцию того, как правовым путём реализовать заложенные в Конституции РФ демократические принципы. «Мы опираемся на нормы статьи 3 Конституции, - говорит мой собеседник. - Согласно первому её пункту «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». А пункт второй гласит, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Но все знают, во что сегодня превратились официальные органы власти и что через них народ свою волю осуществить на деле не может. Поэтому мы и считаем: чтобы заставить чиновников исполнять волю народа, сегодня есть только один путь – начать осуществлять власть непосредственно».


В практическом выражении эта идея вылилась в требование к властям выделить гражданину его долю государственного бюджета, которым чиновники, по мнению сторонников движения, распоряжаются неэффективно, а то и просто незаконно. Александр Булдаков, как и его соратники, направил на имя президента и председателя правительства России письма, составленные по разработанному Ларисой Бозиной типовому шаблону. В письме, в частности, утверждается, что за 17 лет с момента принятия Конституции РФ органы власти и должностные лица в нарушение законодательства так и не оказали содействие населению в «непосредственном осуществлении местного самоуправления». Граждане так и не получили права на безвозмездное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, зато имеет место разгул чиновничьей коррупции и низкий уровень качества жизни граждан.


В связи с этим властям предлагается создать заявителю «экономическую основу обеспечения качества жизни» на текущий год, перечислив на его счет в Сбербанке России 40% от той суммы, которая получится, если годовой бюджет РФ разделить на численность населения. Участники движения утверждают, что сумма, которая должна получиться от этой операции, составит, например, в 2011 году около 30 млн руб. на одного гражданина, однако на чём зиждется эта уверенность, я, если честно, разобраться не смог. По моим подсчётам, расходная часть федерального бюджета России в 2011 году в 10 с половиной триллионов рублей и численность населения около 142 млн человек дают всего 70 тысяч «бюджетных» рублей в среднем на одного человека, а если брать из них только 40 процентов, то это не более 30 тыс. рублей.


Впрочем, как утверждает Александр Булдаков, в их общественном движении важна не столько финансовая сторона, сколько сам принцип права гражданина на распоряжение государственными ресурсами. В свою очередь граждане берут на себя обязательство ежеквартально «отчитываться за добровольное исполнение индивидуального социального пакета – Бюджета Одного Гражданина».


На мой вопрос, получил ли кто-то из граждан в ответ на своё заявление бюджетные средства, Александр ответил, что пока нет, но рано или поздно это произойдет. «Мы не только ведём переписку, но и добиваемся встреч с должностными лицами, разъясняем им свою позицию», - рассказывает он. В Удмуртии активистам удалось пока встретиться только с руководителем приемной Президента РФ Светланой Смирновой, а вот помощник главного федерального инспектора Рустама Идрисова сообщил им по телефону, что ГФИ пока не решил для себя вопрос о целесообразности такой встречи. Зато встречи активистам начали назначать представители правоохранительных органов. Ещё в марте за подписью Идрисова было направлено письмо врио министра внутренних дел по УР Рустаму Саитгарееву, в котором полиции было предложено проверить законность использования герба России в «коллективном обращении граждан к Президенту РФ, позиционирующих себя «носителями непосредственной власти народа Российской Федерации», о том, что они приступили к осуществлению власти непосредственно».


Участники движения и правда используют при общении с чиновниками бланки с изображением российского орла и, кроме того, по рекомендации Ларисы Бозиной заказывают изготовление личной «печати Гражданина РФ» - опять же с использованием государственного герба. В отношении ряда активистов движения в Удмуртии были составлены протоколы по статье 19.11 КоАП «Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ». Данное правонарушение, как известно, влечёт наложение штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Однако в судах властям не удалось доказать вину активистов. Так, например, 19 августа мировой суд Игринского района УР в своём постановлении не увидел правонарушения в действиях Перминова А.Е., использовавшего государственный герб на бланке своего письма в районную прокуратуру.


Александр Булдаков показал мне ответ за подписью главы Администрации Президента и Правительства УР Александра Горяинова, в котором признаётся факт того, что «за последние полгода в Правительство УР и органы местного самоуправления Удмуртской Республики было направлено большое количество обращений с просьбой выделения из бюджета денежных средств на улучшение качества жизни граждан». «При этом, - говорится в письме, - заявители ссылаются на Конституцию РФ и иные федеральные законы». Однако выделение части госбюджета на траты по собственному усмотрению граждан невозможно - подобное расходное обязательство просто не прописано в российских законах, утверждает чиновник.


Массовый поток типовых обращений граждан с «бюджетными требованиями» в органы власти привёл к тому, что бюрократическая машина также выработала типовой ответ заявителям. С лета этого года из Минрегиона им рассылается письмо, в «шапке» которого вместо ФИО конкретного человека значится «Гражданину Российской Федерации (по списку рассылки)».


Гражданам сообщают, что они могут осуществлять свою власть непосредственно в формах, предусмотренных законодательством, - участием в референдуме и «свободных выборах», в правотворческой инициативе, в территориально-общественном самоуправлении, в публичных слушаниях и др. Александр Булдаков, который два года подряд лично наблюдал, как ижевские власти превращают публичные слушания по городскому бюджету в фарс, заполняя зал массовкой из чиновников и сотрудников бюджетных учреждений, конечно, может по достоинству оценить адекватность этого ответа.


«Когда в 1993 году была принята нынешняя Конституция, - утверждает Александр Булдаков, - чиновники должны были разработать механизм непосредственного использования средств госбюджета гражданами.


Ведь он формируется не только за счёт налогов, но и во многом за счёт природной ренты, доходов от богатства нашей страны. Мы не радикалы и не хотим революций, потому что революция ведёт к уничтожению прежде всего самого народа. Ещё одной революции наша страна просто не перенесёт». При этом Александр искренне полагает, что после того, как количество обращений в адрес властей составит 4-5 миллионов, руководство страны будет вынуждено изменить свою позицию.


Несмотря на «правовые» установки участников движения, как представляется, оно является симптомом серьёзного кризиса легитимности нынешнего политического режима. Граждане, действительно, чувствуют себя отстранёнными от влияния на дела страны, убеждены в коррумпированности и неэффективности номенклатуры, распоряжающейся общественными ресурсами. Подобное «брожение умов», как помним, было характерно и для периода перестройки, когда советский строй внезапно потерял всякий авторитет в глазах большей части населения. Чем всё это закончилось, мы помним.