Использование специально подготовленных лекторских групп в целях агитации за «партию власти» в Удмуртии началось ещё с избирательной кампании 1999 года. Тогда из преподавателей вузов и лекторов общества «Знание» были сформированы группы пропагандистов, которые выступали перед населением под предлогом чтения лекций «О социально-экономическом положении в Удмуртской Республике». Настоящей же задачей, которая ставилась перед лекторами республиканскими чиновниками, была косвенная агитация за выборный блок «Отечество-Вся Россия» (ОВР), который в Удмуртии возглавлял Александр Волков, находившийся тогда в статусе председателя Государственного Совета УР. Для непосредственной организации агитационных встреч с населением в клубах, на фермах, заводах, школах и т.п. привлекался «административный ресурс» руководителей предприятий, государственных и муниципальных учреждений и общественных организаций. Легковые автомобили для доставки лекторских групп в отдалённые населённые пункты республики предоставлялись обычно ижевскими предприятиями, а оплата труда лекторов, по всей видимости, шла мимо официального избирательного фонда.


Впоследствии подобная же схема, согласно имеющимся свидетельствам, использовалась в избирательных кампаниях Александра Волкова (выборы президента 2000-го и 2004 гг.) и партии «Единая Россия» в Удмуртии.


Цена вопроса


Начальная, то есть максимальная, цена нынешнего контракта на «Проведение лекторских работ по политико-правовому просвещению граждан Удмуртской Республики» на сайте государственных закупок обозначена - 500 тысяч рублей. На эти средства, согласно опубликованному на сайте техническому заданию, должно быть прочитано 298 лекций по 90 минут каждая, а охватить «просветительской работой» планируется всего 12 000 человек. Следовательно, каждая лекция для аудитории в 40 в среднем слушателей может обойтись республиканскому бюджету в сумму почти 1700 руб. Это с учётом транспортных, налоговых и прочих организационных расходов, хотя на практике затраты на транспорт могут быть компенсированы из других источников, а, например, плата за аренду помещений, скорее всего, вообще не понадобится. Кроме того, не исключено дополнительное финансирование проекта из «теневых» избирательных фондов.


«Техзадание»


Чего же ждут от лекторов чиновники? В техническом задании, опубликованном на сайте госзакупок, упомянут, например, такой пункт, как «разъяснение населению идеологии Российского государства и политики, проводимой Президентом и Правительством Удмуртской Республики». Ещё лекторы должны «информировать граждан о работе Президента и Правительства Удмуртской Республики по созданию условий для экономического роста и повышения жизненного уровня населения». Непонятно только, почему бы президенту Волкову, возглавившему, как известно, выборный список «Единой России» в Удмуртии, не информировать граждан о своей работе за счёт партийных и личных средств, а не средств бюджета.


Вызывает вопрос и такой пункт, как «формирование общественного мнения в поддержку стабильного развития страны и Удмуртской Республики». Можно подумать, что общественное мнение имеет что-то против «стабильного развития страны», и надо срочно затратить деньги, чтобы убедить людей в обратном. Впрочем, если учесть, что заказ на освоение средств планируется начать осуществлять не позднее 20 октября, то есть в самый разгар выборной кампании в Госдуму и органы местного самоуправления, «просветительское» рвение чиновников становится понятным.


На выборный аспект подобных мероприятий органов власти указывает редактор журнала «Политические технологии» Сергей Поляков. В комментарии деловому изданию «Коммерсантъ», заинтересовавшемуся необычным заказом Администрации Президента и Правительства УР, эксперт сообщил: «Как правило, под выборы бывают «фоновые» кампании. Эффект от них есть: материалы, которые формируют «позитивный образ» города или рассказывают о работе губернатора, влияют на электорат, который «не очень политизирован».


«Крыша»


Под чьей официальной вывеской будет работать так называемая «лекторская группа», пока неизвестно. Срок подачи котировочных заявок заканчивается 13 октября, после чего будет опубликован протокол, в котором будут указаны и все принявшие участие в конкурсе лица.


В попытке узнать какие-то подробности я позвонил сотруднику Администрации Президента и Правительства УР Александру Ковычеву, указанному в конкурсной документации на сайте как «контактное лицо». В ответ на мои слова, что я хотел бы тоже подать заявку на организацию лекторских работ, Ковычев сообщил, что выполняет чисто технические функции как представитель заказчика, а реально проект курирует заместитель начальника отдела информационной политики Ирина Леонардовна Руль. На телефонный звонок в этот отдел мне сначала ответила непредставившаяся сотрудница, которая сообщила, что Руль до 15.00 в Воткинске, и поинтересовалась, не звоню ли я по поводу «раздаточного материала». «Раздаточным материалом» в выборных штабах обычно называют агитационные листовки, буклеты и т.п., поэтому у меня даже возникло ощущение, что в резиденции президента УР сейчас вовсю кипит организация «агитационно-полевой» работы с избирателями.


В разговоре с Ириной Руль, до которой я все-таки дозвонился, удалось узнать немногое. По словам сотрудницы, ранее такие работы уже проводились, но назвать, кто именно раньше организовывал лекторские группы, Ирина Леонардовна, несколько смутившись, отказалась, сказав, что это «закрытая информация». Как будто речь шла не о «политико-правовом просвещении граждан», а о чём-то постыдном вроде развращения малолетних.


Наследили


Между тем в публикациях ижевских СМИ периодически проскальзывает смутная информация о существовании в Удмуртии некой «республиканской лекторской группы», которая вроде как содержится государственными структурами, но воспринимается руководством УРО партии «Единая Россия» как чуть ли не собственное структурное подразделение. Так, например, в январе 2010 года, выступая на региональном политсовете «единороссов», тогдашний их глава Денис Агашин потребовал организовать на основе республиканской лекторской группы и дебат-команды парторганизации «постоянно действующую систему пропаганды» программных документов партии.


Ещё ранее в материале «Известий Удмуртской Республики» сообщалось, что под началом советника Президента Удмуртской Республики Людмилой Порцевой с начала 2000-х годов работает «республиканская информационно-просветительская группа, которая прекрасно знакома во всех районах Удмуртии». Позднее, насколько известно, Людмила Порцева работала в исполкоме партии «Единая Россия», где также курировала агитационно-пропагандистское направление.


В августе 2011 года сайт удмуртских «единороссов» сообщил, что в оздоровительном лагере «Ёлочка» была организована смена представителей «Молодой Гвардии «Единой России», общественных организаций и молодых депутатов со всей республики и что перед участниками смены выступал «представитель лекторской группы Константин Садыков, который рассказал о социально-экономическом положении Удмуртии и России, какие достигнуты положительные результаты за последние годы». Кстати, на сайте «единороссов» Константин Садыков представлен как главный специалист отдела организационной работы регионального исполкома «Единой России».


Выводы


Таким образом, напрашивается вывод о довольно сомнительном с точки зрения российского законодательства проекте, в котором деньги налогоплательщиков могут быть потрачены в выборных интересах «партии власти». Специально обращаем внимание правоохранительных органов Удмуртии на эту информацию. Впрочем, Администрация Президента и Правительства УР может легко снять эти подозрения, обеспечив доступ корреспондента редакции «Дня» к работе так называемых «лекторских групп» на местах. Если, конечно, нечего скрывать.