Волна протеста растёт. Если 4 августа на пикеты, митинги и автопробеги вышли автомобилисты 18 городов страны, то 24 сентября - уже порядка 70 городов - от Владивостока до Калининграда. Общая численность протестовавших в прошлую субботу, правда, оказалась не особенно высокой, лишь в Калининграде число участников митинга достигло около 1000 человек и около 200 автомобилей прошли «несанкционированным» автопробегом по главным улицам города. Почти столько же машин и около 400 человек приняли участие в автопробеге в Санкт-Петербурге. В остальных городах количество участников составляло обычно от 30 до 150 человек с привлечением нескольких десятков автомобилей. В целом численность протестовавших можно оценить примерно в 4 тысячи человек.


Из 80 городов, где появились инициативные группы активистов, примерно в десяти городах проведение акции было сорвано – где-то из-за неопытности или отсутствия настойчивости организаторов, где-то из-за прямого давления чиновников и полиции. Следует учесть, что лишь меньшая часть организаторов в регионах - представители Федерации автовладельцев России (ФАР), ТИГР, гражданские активисты – имели опыт проведения «политизированных» публичных мероприятий по нормам российского законодательства о митингах, пикетах и демонстрациях. Общая координация действий в значительной степени осуществлялась активистами из Ижевска, где лидеры городского протестного движения, в течение 7 лет безрезультатно боровшиеся за отставку президента Удмуртии Александра Волкова, частично сменили тактику, обратившись к общероссийской протестной тематике. В большинстве же городов региональными координаторами стали «неформалы» - лидеры автоклубов, автомобилистских интернет-сообществ и просто обычные молодые автовладельцы.


Тем не менее, если учесть практически полное отсутствие у организаторов каких-либо финансовых ресурсов и информационной поддержки со стороны СМИ, подготовка и единовременное проведение акции в семи десятках городов с принятием единой резолюции с общими требованиями выглядят достаточно впечатляюще.

Наиболее многочисленной, как уже было сказано, стала акция в двух городах – Калининграде и Санкт-Петербурге. В Петербурге роль «зачинщиков» взяли на себя активисты Товарищества инициативных граждан России (ТИГР), сумевшие путем непростых переговоров со Смольным продавить согласование удобного маршрута автопробега. Однако началась акция с конфликта - автомобилисты и байкеры не были допущены сотрудниками ДПС, усиленными подразделениями ОМОН, на территорию, которая была согласована с властями как место сбора участников автопробега.

Полицией было заявлено, что вся эта территория уже приватизирована, и директор СКК запретил проведение на ней публичного мероприятия. В связи с этим около сотни автомобилей «протестантов», обклеенных наклейками и плакатами, стартовали прямо с обочины проезжей части. В голове колонны находилась «ГАЗель» с установленным на ней бутафорским макетом революционного крейсера «Аврора» и плакатом «Если будет 35, выйдем Зимний брать опять!». В ходе медленного движения количество автомобилей выросло в полтора раза, часть «проезжих» водителей, взяв по ходу движения плакаты и стикеры, «встраивалась» в колонну. Многие просто приветствовали автоколонну сигналами, прохожие показывали одобрительные жесты и снимали происходящее на видео. В завершение участники акции произвели «холостой» выстрел в сторону Законодательного собрания посредством петарды, подожженной «тигровцем» Александром Расторгуевым.

Похожие проблемы возникли у организаторов в Ростове-на-Дону, где сбор участников был назначен на автостоянке крупного супермаркета.

Руководство торговой компании вечером накануне 24 сентября даже дозвонилось до федерального координатора акции Андрея Коновала в Ижевск, угрожая применением силы к протестующим. В результате несколько десятков молодых людей, раздав листовки, вынуждены были переместиться на Театральную площадь, где уже на «санкционированном» пикете заявили о своей позиции. «У меня своя организация по перевозке продуктов питания, - рассказал журналистам участник акции Александр Овчаренко.  - Рост цен на бензин отразился резким подорожанием продуктов. Стало невыгодно возить продукты в розницу. Знаю одного человека, которому даже пришлось закрыть свою фирму». Автопробег в Ростове провести не удалось из-за запрета городских властей.

Провести «несогласованный» митинг пришлось и большой группе молодежи из Екатеринбурга, которой было отказано во всех удобных местах под предлогом того, что они якобы «заняты» уже под другие массовые мероприятия. Все организационные собрания автомобилистов, которые проводились на улицах, отслеживались и даже пресекались полицией. На участников составлялись протоколы, вплоть до таких экзотических статей КоАП, как «нарушение правил маневрирования». 24 сентября три городские площади заранее были перекрыты для парковки автотранспорта полицией.

В этих условиях около 50 человек, оставив свои автомобили, в пешем порядке с многочисленными самодельными плакатами в руках собрались у Дворца молодежи, где и провели митинг. Причем никакого иного массового мероприятия, под предлогом которого автомобилистам было отказано в митинге, на этом месте обнаружено не было. Тем не менее координатор акции Роман Щербина был после ее проведения задержан для составления протокола об административном правонарушении. Ситуация в Екатеринбурге усугублялась также тем, что бывший региональный представитель ФАР Кирилл Форманчук, вступивший недавно в ОНФ «Единой России», занял резко враждебную позицию, распуская через личные страницы в Интернете клеветнические и провокационные, по мнению активистов, слухи в отношении организаторов и участников акции. В результате московское руководство федерации передало функции регионального представителя ФАР в Екатеринбурге координатору акции Роману Щербине.

Привлечены к административной ответственности и организаторы акции в Калининграде, правда, уже после проведения автопробега и тысячного митинга с участием не только автомобилистов, но и актива партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и КПРФ. Например, в Астрахани пикет был вообще пресечен с задержанием участников, хотя уведомлений об отказе в согласовании акции организаторы от мэрии не получали.

Гораздо более пестрым оказался состав участников в Волгограде, где в автопробеге приняло участие около 200 человек автолюбителей, представителей независимых профсоюзов, независимых перевозчиков и общественной организации среднего и малого бизнеса «Опора России».

Таким же разнообразным по участникам оказался автопробег и митинг в Москве, где в этот раз акцию возглавило руководство ФАР, но участвовали также профсоюз водителей-профессионалов (МПВП) и представители нескольких политических партий. Вопрос об участии партий в каждом регионе решался отдельно, но исходя из общей установки, что нельзя давать какой-либо отдельной партии возможность «приватизировать» гражданскую акцию в выборных целях. При этом активисты ряда городов (хотя и не везде), в целом настороженно относящиеся к партийному пиару, отметили некорректное поведение ЛДПР.

Проведение Всероссийской акции вызвало давление со стороны полицейских структур. Во многих городах организаторы митингов приглашались для бесед в местные центры по борьбе с экстремизмом. В ряде случаев, где из-за пропуска сроков активисты не успели подать официальные уведомления о митингах и пикетах и акции планировались в виде флешмобов, они были пресечены. В Саратове, например, правоохранители не дали активистам даже собирать подписи под Резолюцией Всероссийской акции. «Когда же возмущенные автолюбители вернулись в свои машины, чтобы разъехаться по домам, - сообщает участник событий, - они были окружены сотрудниками ДПС, которые принялись составлять протоколы о нарушениях ПДД на всех без исключения. Водители устроили разбирательство, которое грозило перерасти в потасовку. В результате «гаишникам» пришлось отпустить активистов».

Удмуртия оказалась одним из субъектов РФ, где акции прошли сразу в нескольких городах. В Ижевске митинг и автопробег проходили под зарядившим с утра проливным дождем. Отчасти поэтому численность участников была ниже, чем на предыдущих двух акциях (кроме того, ижевские активисты в этот раз сосредоточили все свои силы на подготовке всероссийской акции через работу в Интернете). Перед зданием горадминистрации собралось порядка 50 машин и около 120 человек, которые с недоумением взирали на то, как в том месте, где обычно выступают ораторы, работала компрессорная установка, рабочие в выходной день что-то долбили отбойным молотком и... под проливным дождем, с нарушением всякой технологии, укладывали асфальт. Чтобы избавиться от заглушавшего речи грохота, участники передвинули свои автомобили и «ГАЗель» со звуковой установкой.

Выступили активисты неформального сообщества «Ижевский автофорум», а также представители четырех политических партий – «ПАТРИОТОВ РОССИИ», «Справедливой России», КПРФ и «Яблока». Представителю ЛДПР, пришедшему со своим флагом, было указано, что решением оргкомитета участие этой партии не предусмотрено. Кроме того, в кузове «ГАЗели» был разыгран перформанс-сказка «Маша, бензин и Медведь», в котором рассказывалось о борьбе зверей-автомобилистов против владельца АЗС, члена партии «Косолапая Россия», Медведя. После митинга у администрации прошел автопробег до здания Дома Правительства УР.

В Сарапуле колонна автомобилей проехала со скоростью 20-40 км/час через весь город. В головной машине были закреплены 3 флага партий («ПАТРИОТОВ РОССИИ», КПРФ и ЛДПР), представители которых принимали участие в акции. На митинге неожиданно выступил председатель профкома АПК Сарапульского района, который рассказал, как душат сельхозпроизводителей правительство «единороссов» и нефтяные олигархи. Митинг и автопробег в Глазове, еще одном городе Удмуртии, собрал 42 машины и 60 человек. Голосование за резолюцию здесь было произведено сигналами клаксонов.

Во всех городах-участниках была принята резолюция с требованиями немедленного снижения цен на топливо на 30%; создания до 1 ноября специальной правительственной комиссии по этой теме с участием представителей протестующего автомобильного сообщества; отмены прямого транспортного налога. Прозвучало и жесткое политическое заявление. «За истекшие полтора месяца цены на моторное топливо выросли еще более, - сообщается в резолюции. - Мы не удостоились личного ответа на наши обращения ни Президента России Д.А. Медведева, ни Председателя Правительства РФ В.В. Путина, хотя наша резолюция была официально направлена на имя «первых лиц» государства. Что ж, руководители государства могут и дальше нырять за амфорами или имитировать диалог с обществом в твиттере в надежде, что это поможет им на предстоящих выборах. Мы же в таком случае призываем сегодня граждан России, прежде всего многомиллионную армию автомобилистов и водителей-профессионалов, членов их семей, голосовать против «Единой России» - партии дорогого бензина! «Голосуйте за любую другую партию кроме партии «Единая Россия»!» - таков наш призыв на нынешних выборах в Государственную Думу РФ».



Когда верстался номер

Когда этот номер уже сдавался в печать, пришло сообщение, что главу ФАС 27 сентября, то есть на третий день после акции, вызвали в Совет Федерации. Сенаторы потребовали от руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева объяснений по поводу роста цен на бензин. Другим признаком того, что сигнал от Всероссийской акции протеста воспринят серьезно в кабинетах власти, стала имитация протеста «прокремлевским» движением «Молодая Гвардия Единой России», под флагами которого во вторник прошли немногочисленные пикеты в Москве перед офисами нефтяных компаний.