Гора, подъемники, обслуживающая техника и инвентарь обошлись бюджету в 363,13 млн рублей. Деньги выплачены предыдущему владельцу комплекса – ООО «Хайперфудс холдинг», аффилированному с влиятельным в Удмуртии агропромышленным холдингом «Комос-Групп». Последний, в свою очередь, связан с президентом УР Александром Волковым через его сына Андрея Волкова, работающего в одной из «комосовских» структур в чине заместителя у Андрея Осколкова.


Напомним, разбираться в законности этой сделки удмуртские антимонопольщики начали в июне в связи с заявлением республиканского отделения политической партии «Патриоты России», также просившего у прокуратуры проверить действия региональных властей на соответствие закону «О противодействии коррупции». Прокуратура УР отказалась возбуждаться, перебросив вопрос в антимонопольную службу. Там это дело рассматривается уже четвертый месяц, обрастая новыми статьями обвинения в адрес Министерства по физической культуре, спорту и туризму УР. Именно через это ведомство было проведено свыше трети миллиарда бюджетных средств.


На очередном заседании комиссии УФАС в прошлый вторник, 13 сентября, глава Минспорта Игорь Краснов присутствовал лично. В материалах дела есть пояснения его сотрудников по основным вопросам, поставленным комиссией перед чиновниками. Главный из них, конечно – о странностях, происходивших с ценой госконтракта. Откуда взялась начальная цена 365 млн рублей, объявленная к аукциону по «приобретению горнолыжного комплекса в радиусе 30 км от Ижевска»? Почему после того, как аукцион с единственным участником («Хайперфудс») не состоялся, она была без видимых оснований снижена до 363,13 млн рублей, хотя «Хайперфудс» мог рассчитывать на полную сумму? Почему эта окончательная цена в точности совпала с коммерческой оценкой стоимости ГЛК, заказанной ООО «Хайперфудс холдинг» для собственных нужд? Свидетельствует ли это о согласованности действий чиновников и частного предприятия?


Нет, не свидетельствует, утверждают в Минспорте УР, и в подтверждение этого приводят произвольный перечень из восьми российских горнолыжных курортов стоимостью от 60 до 800 млн рублей, сведения о которых есть в открытом доступе в интернете. По версии ведомства г-на Краснова, на основании этих данных и был произведен «примерный расчет максимальной цены контракта с учетом анализа развитости инфраструктуры и транспортной доступности». Механизм «анализа» Минспорт не представил (такие исследования на самом деле – весьма серьезная работа по суровым формулам маркетинговой математики); очевидно, на русский язык «примерный расчет» переводится как «прикинули сумму на глазок». В ходе заседания председатель комиссии Сергей Юшкин попросил министра это как-то прокомментировать: «У тех курортов, в отношении которых проводились исследования, был точно такой же набор по предмету конкурса?» «Примерно да, одинаковый, - отреагировал Игорь Краснов. – То есть мы приобретали горнолыжное оборудование и трассы, подъемники, условно говоря, и сами горы…» «Ну то есть вплоть до скамеек? Все аналогично?» - уточнил г-н Юшкин. Ответа не последовало.


Самый сильный довод Игоря Краснова, обосновывавшего сделку – «Чекерил» был необходим казне Удмуртии, нужен для развития инфраструктуры спорта. «В этом отношении все отмечают, кто приезжает из других субъектов федерации – сборная России по параолимпийскому велоспорту, по маунтинбайку – отличные условия в помещениях, питание, организация самого процесса, - сообщил он. – Второе – то, что предусматривает концепция развития самого комплекса. «Чекерил» уже определен как базовый центр соревнований по сноуборду на территории ПФО… Теннисные корты уже появились, в следующем году будет ледовая арена и т.д.». По мнению главы Минспорта, покупка ГЛК была необходимым условием для будущих физкультурно-спортивных достижений УР.


Представителю УРО «Патриотов России», участвовавшему в заседании, с трудом удалось получить от Игоря Краснова разъяснения по второму ключевому вопросу дела: кто все-таки принял принципиальное решение о покупке ГЛК? Формально, конечно, ответственность возлагается на министерство спорта, заключившее с ООО «Хайперфудс холдинг» госконтракт, но трудно предположить, что сделка на такую сумму могла быть оплачена из бюджета без согласования с президентом УР Александром Волковым, который к тому же через сына Андрея имеет с «осколковскими» бизнес-структурами, можно сказать, «родственную» связь (Андрей Волков – замгендиректора ООО «Региональный инвестиционный альянс», бывшего ООО «Управляющая компания «Комос»). Отвечая на вопрос – требовала ли сделка одобрения главы правительства или президента УР – Игорь Краснов в очередной раз сослался на региональную правительственную программу развития физкультуры и спорта, в которой, правда, нет ни слова о покупке имущественного комплекса (правительство УР сформулировало задачу так: «развитие инфраструктуры ГК «Чекерил»). «Т.е. непосредственно приобретение ГЛК «Чекерил», конкретизация этой задачи была как-то обговорена устно?» - спросил представитель «Патриотов». «И устно в том числе», - согласился министр. «Но распоряжений (о покупке комплекса за бюджетный счет. – Ред.) от президента и правительства вы не получали?» - «Не получал». По словам министра Краснова, конкурсная документация Минспорта УР к проведенному аукциону (если не считать пресловутой правительственной программы) – первый и единственный пакет официальных документов, где отразилось это решение министерства.


Вопросы, касающиеся не законодательных формальностей, а сути дела, Игорь Краснов оставил без ответа. «Появление каких-то новых перспектив развития – это все здорово, - говорил представитель «Патриотов». – Но здесь вопрос цены, верно? Такие ограничения, невозможность участия других субъектов в аукционе делают начальную цену аукциона – 365 или 363 миллиона – окончательной ценой. Она могла быть ниже, тем более, что представитель «Хайперфудс» на прошлом заседании говорил, что продать комплекс по такой цене было бы очень и очень сложно… Если на имущество нет покупателя, то оно обесценивается – Удмуртская Республика, заинтересованная в экономии бюджетных средств, могла бы подождать». Юрист Минспорта УР Олег Столяров готов был ответить, но г-н Краснов его удержал: «Не нужно. Вопроса же не было. Это рассуждения всё». И то верно: рассуждать подобным образом чиновникам следовало бы, пожалуй, до заключения сделки, а не после возбуждения дел.


В пятницу, 16 сентября, после трехдневного перерыва комиссия УФАС огласила свое решение: доквалифицировать дело статьей 17 закона «О защите конкуренции» - «действия, ведущие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции» (до этого речь шла лишь о ст. 16 - «ограничение доступа на товарный рынок») и опять отложить рассмотрение. Следующее заседание состоится в середине октября.