Руководитель «Ижевского киноклуба» Андрей Смирнов (справа)  и корреспондент «Д» Сергей Чазов поговорили о французском кино.- Вы организуете этот фестиваль уже много лет. Он становится всё более популярным?


- Во-первых, не то чтобы я сделал этот фестиваль. Здесь очень много организаторов, и я только мелкая сошка в числе этих «монстров», таких, как посольство Франции в России и международная организация Alliance Française.


- А какая роль посольства Франции в этом проекте?


- Это на самом деле их проект, который они делают уже много лет в России. Фестиваль не ижевский. Это скорее фестиваль сетевой, межрегиональный, он проходит чуть ли не в двадцати-тридцати городах России от Владивостока до Калининграда. Такой «передвижной фестиваль». От нас его повезут в Казань. Там он начинается буквально через несколько дней. Программа та же. Правда, некоторые города боятся показывать всю двухнедельную программу, считая, что это слишком много и на него не придут люди. И очень многих городах ужимают программу. Например, та же Казань больше Ижевска в несколько раз, но они ужали программу. Мы один из немногих городов, который показывает всю двухнедельную программу: и документальный фильм от Жюльет Бинош, и какие-то, возможно, не самые легкие для восприятия фильмы. Принципиальная позиция: показывать все.


- А что это за фильмы, сложные для восприятия?


- Фильм Ханза, например, который повествует о трудной судьбе мальчика-цыгана в марсельских пригородах. Не секрет же, что французское кино не такое, каким мы его привыкли считать. То есть «оля-ля», круасаны, платановые аллеи парижские и какой-то легкий шарм. То есть это наше представление о французском кино, которое никакого отношения не имеет к тому, чем является французское кино на самом деле сейчас. Оно очень многопланово. Французы отличаются тем, что поддерживают свою авторскую кинематографию.


- Вам, как я понимаю, очень много приходится просматривать фильмов. Чем отличается французское кино от кино других стран?


- Это, по-моему, самый любимый вопрос журналистов. Какой бы фестиваль я ни начал показывать, они постоянно спрашивают: чем это кино отличается от другого. Кино - это кино. Оно ничем не отличается. Просто сама по себе страна снимает фильмы многоплановые, и их много. Тут можно говорить о поддержке авторского кинематографа со стороны государства. В этом смысле Франция отличается от других стран. И по количеству, и по разнообразию.


- У нас тоже некоторых режиссеров любят поддерживать. Никиту Михалкова, например. Дают ему много денег, чтобы он свое кино снимал.


- Никита Михалков снимает коммерческое кино. Я же говорю именно об авторском некоммерческом кино. Я не большой специалист в вопросе французских законов, но насколько я знаю, у них именно государство поддерживает авторское кино, во-первых. И во-вторых - у них существует умная и продвинутая система производства авторского кино, когда чуть ли не идут отчисления от проката коммерческого кинемотографа в пользу производства авторского кино. То есть коммерческое кино как бы кормит авторское кино. Поэтому это некая Мекка для современных режиссеров. Поэтому многие страны производят свою продукцию совместно с Францией, привлекают французских продюсеров, чтобы на эти деньги мог развиваться и кинематограф всего остального мира тоже. То есть в этом плане Франция это такая «центральная» страна по производству авторского кинемотографа. Не только в Европе, но, может быть, даже во всем мире. Нынешний фестиваль, в общем-то, дает представление о разнообразии французского кинематографа. Его можно считать срезом современного кино во Франции: тут и нелегальная иммиграция, и любовь, и все что угодно.


- А кто выбирает фильмы для фестивалей?


- Сами французы. В этом тоже отличие этого фестиваля от многих других наших фестивалей. То есть это полностью проект французского посольства и Alliance Française. Все годы, пока есть фестиваль, это было именно так.


Поэтому и фильмы показываются на кинопленке 35 мм, которая приходит прямо из Франции. Фильмы идут на оригинальном языке. Переводом мы занимаемся сами.


- На какую публику вы рассчитываете в трех последних показах, где фильмы будут ещё и с субтитрами на удмуртском языке?


- Этот проект мне предложила, как это правильно сказать… «удмуртская диаспора», что ли. Удмуртское сообщество в Ижевске. Им это интересно, у них, видимо, проявляется некое самосознание. У них проходит масса таких проектов, в которых включается удмуртский язык. Почему бы не сделать это на фестивале? Мне их идея показалась интересной. К тому же мы здесь привлекаем еще и франкоговорящую публику. Это не только студенты-лингвисты. У нас много людей, интересующихся Францией, французской культурой.


- Если не знаешь удмуртского и французского, то делать на этих показах, выходит, нечего?


- Если не знаешь французского и удмуртского, то да, приходить на такие просмотры бесполезно. Но эти показы – повторы. То есть не какие-то фильмы, которые мы не показывали бы с переводом на русский. Мы взяли три фильма из той же «русской» программы и повторили их в другом варианте.


- Из фильмов, которые уже прошли, какой был наиболее популярен у публики?


- Пока что аншлаг был на фильме «Свидание». Распроданы все билеты на фильм «История любви». То есть, вероятно, та тема, которая прочно укоренилась в сердцах русских людей о Франции, представление о том, что французы снимают фильмы про любовь, и заставляет их выбирать именно такие фильмы. Эта тема сидит прочно, она никаким образом не убьётся никогда. Стоит человеку прочитать в аннотации, что фильм про любовь - успех такому показу гарантирован.


- После фестиваля французского кино у вас, я знаю, есть планы сделать фестиваль короткометражек.


- Это Манхэттенский фестиваль короткометражного кино. Тоже очень любопытный проект, который идет одновременно по всему миру. Его придумали много лет назад в Нью-Йорке. Первоначально он не был такого формата, чтобы смотрели по всему миру. Поначалу это был самый обычный фестиваль, один из тысячи: жюри собирается в кинотеатре и смотрит. Но последние годы они отказались от такого традиционного формата и сделали судьями всех зрителей. Привлекли дистрибьюторов из десятков стран по всему миру, в том числе и из России. И одну и ту же программу в одно и тоже время запускают в сотнях и тысячах кинотеатрах. После каждого сеанса зрителю выдается анкета, где указаны все десять фильмов, и зритель должен пометить фильм, наиболее ему понравившийся. Все анкеты передаются в Нью-Йорк, подсчитываются, и в начале октября проводится торжественная церемония награждения победителей. Ижевские голоса тоже вольются в эту могучую реку всемирного голосования.