Илья Военков (слева) и Антон Щорс поделились своими мыслями о развитии новых информационных технологий- Было такое время, когда сайты создавали для того, чтобы печатать их адреса на визитках. Иметь сайт было престижно. А теперь для чего коммерческие фирмы делают себе сайты?


Антон Щорс: Сейчас это становится основным инструментом в бизнесе. Любой чувак, который открывает новое дело, регистрирует юридическое лицо, открывает расчетный счет и заказывает сайт. Потом уже можно подыскивать офис и все остальное.


Илья Военков: Это самая дешевая реклама. Попробуй разместить «наружку»? Самый дешевый сайт на основе шаблона стоит у нас, например, 9 тысяч рублей. А это стоимость одного билборда.

- Мало ведь сделать просто сайт. Что нужно, чтобы он стал инструментом в бизнесе?


А.Щ.: Нужна посещаемость. Посещаемость зависит от того, насколько хорошо сайт ранжируется поисковиками, а это сильно зависит от тематики. Скажем, котлы высокого давления с самоочищением ищут десять человек в месяц, а последнюю модель айфона ищет пара миллиардов человек.


- По сравнению с другими видами рекламы насколько, на ваш взгляд, эффективна реклама в Интернете?


И.В.: Смотря что ты рекламируешь, смотря кто твой клиент. Существует, например, контора, которая продает сникерсы, про которую и так все знают. Ей не нужно искать своего потребителя, а нужно продвигать свои преимущества. Для них, наверное, актуальнее будет реклама на ТВ, радио и так далее. А если мы говорим о фирме, у которой нет никакой точки продаж, никакой входной группы в городе и им нужно хоть как-то найти своего клиента (как правило, это какие-то оптовики), то им нужен клиент, который заходит в Интернет и набирает, например, «фрезы Ижевск оптом». Конечно, таким фирмам лучше потратиться на сайт и на продвижение по низкочастотным поисковым запросам. На телевидении, чтобы прокатать какой-нибудь десятисекундный ролик в течение месяца, это обойдется минимум тысяч в пятьдесят.


А.Щ.: В Интернете все очень зависит от тематики, но за суммы в районе 25 тысяч рублей в месяц на сайт промышленной тематики можно привлечь аудиторию порядка 7-8 тысяч человек.


И.В.: И это будет именно твоя аудитория. В этом разница: на телевидении ты показываешь всем, а в Интернете тебя смотрят только те, кому ты интересен. Это называется «индекс аффинити», насколько я помню. Если резюмировать, то реклама и продвижение в Интернете интересны тем компаниям, которые производят для этого рынка какой-то достаточно уникальный продукт. То есть «окна Ижевск» - это условно пятьсот миллионов запросов. А если «гидроцилиндры Ижевск», то уже можно работать.


- Если говорить о некоммерческой деятельности. У многих благотворительных, правозащитных организаций есть свои сайты. Эти организации не «фейковые», в офф-лайне они действительно занимаются каким-то общественно полезным делом. И, казалось бы, их сайт мог бы быть неплохим инструментом для пропаганды их деятельности. Однако почти все подобные сайты «мертвые». Никто туда не ходит. Как вы думаете, почему?


И.В.: Вот давай возьмем Навального, его проект «РосЯма». На сайте люди могут пожаловаться на небрежно сделанный ремонт дорожного покрытия, и по законодательству это покрытие должно быть отремонтировано. Человек предложил людям конкретный сервис в Интернете. Всем этим хельсинским группам и другим правозащитникам надо подумать, какой сервис они могут предложить именно интернет-пользователям.


А.Щ.: Многие сайты таких организаций страдают от того, что ими занимаются люди, которые не понимают, для чего они это делают. Вообще сайт должен предоставлять сервис, какую-то услугу. Скажем, есть сайт удмуртской ГИБДД gai.udm.ru. Я сам столкнулся недавно с такой ситуацией. Для переоформления машины нужно заполнить листочек на МРЭО. По большому счету, введите вы на сайте такой сервис. Это не сложно сделать. Кроме того, информацию о том, когда у них там что работает, надо таким диким образом искать… Мы, например, сейчас для сайта одной из организаций, занимающихся социальной защитой населения, делаем версию для людей с ограниченными возможностями. Это не контрастные цветовые схемы и что-то такое. Мы делаем озвучку сайта. Человек заходит на сайт, и ему тетя-робот говорит, что, нажав клавишу «С», вы перейдете на специальную версию и сможете услышать новости. Этот доступ к новостям по горячим клавишам.


И.В.: Это не только правозащитники. Государственных органов это тоже касается. Почему на сайте МЧС нет такого места, где люди могут оперативно сообщить о каком-то событии, проконсультироваться со специалистами он-лайн? Чтобы каждый мог сообщить, например, о том, что землетрясение начинается, люди кругом бегают в пластмассовых шапках… Или: в нашем лесу повысился уровень радиации, пришлите нам счетчик Гейгера. Шучу.


Ну или о чем-то еще. И люди будут понимать: это полезный сервис, теперь мы сами себя защищаем, взаимодействуя с МЧС.


- Я где-то год назад принимал участие в тестировании сайта winko.ru. Это сайт для некоммерческих организаций. Мы общались с разработчиками, которые говорили мне, что сайты небольших некоммерческих организаций вообще не имеют перспективы развития. Поэтому их идеей было создать для них общую площадку.


И.В.: Понимаешь, это уход от проблемы. Они не хотят решать проблему собственной бесполезности, а хотят объединиться в одну большую бесполезность в надежде сгенерировать полезность. На самом деле, каждой конкретной из этих организаций надо сесть и подумать, что они могут предложить людям в Интернете.


- Скажем, какая-то организация осознала, что ей нужен полезный сайт. Придумала, чем она может быть полезна. Теперь ей откуда-то нужно взять такой сайт, который она придумала. Но его заказывать же очень дорого. У наших правозащитников, как правило, денег нет.


А.Щ.: Сейчас существуют тысячи бесплатных сервисов, позволяющих увеличить функциональность сайта в миллионы раз.


- Хорошо, пойдем дальше. Создадут они сайт. Сколько ресурсов надо тратить на его содержание? Может вообще сайт жить сам по себе?


И.В.: Мы вплотную подошли к теме «будущее Интернета». Будущее в том, что народ займется полной самоорганизацией через Интернет. Это уже и сейчас происходит. Есть, условно говоря, сайт «Дару дар». На сайте люди дарят друг другу вещи. Выставляют вещь, ты говоришь, что тебе это нужно, и тебе привозят. Представь себе будущее, где Интернет быстрый и поглотил в себя все другие способы коммуникаций: телефон, телевидение и так далее. Это, кстати, недалекое будущее. Наши физики в Швейцарии Гейм и Новоселов сказали, что с помощью графена можно увеличить скорость проводного Интернета в 15 тысяч раз, или что-то в этом роде. Представь себе такое недалекое будущее. В этом будущем у людей во дворе лежит мусор, а люди списываются по «локалке», чтобы скинуться по пять рублей на дворника.


А.Щ.: Будут создаваться комъюнити, грубо говоря, «дом 49 по улице Пушкинской». И так далее.


И.В.: Я лично верю, что будущее Интернета – исчезновение государства.


- Под «Интернетом будущего» я подразумевал «сайты будущего». Как они будут выглядеть? Уже сейчас, например, на многих сайтах не нужна отдельная регистрация для того, чтобы оставлять комментарии, участвовать в обсуждениях.


А.Щ.: Всё потихоньку гомогенезируется в единую сеть.


И.В.: То, что сейчас существует такое разнообразие социальных сетей, мне кажется, это временное явление. Эти системы просто медленно срастаются друг с другом и приобретают функции друг друга. Сеть «Вконтакте» начала подключать себе функции «Ютуба», «Фейсбук», приобрела функции блога, потому что в ней можно публиковать сообщения любой длины. И так далее.


А.Щ.: И это имеет положительный эффект. Поисковики, например, уже начали учитывать соцсети как источник информации о результатах поиска. Сейчас, например, идет ранжирование не только по количеству входящих ссылок. Но имеет значение такой коэффициент, как, скажем, количество ваших друзей, «залайкавших» у себя ссылочку на ту или иную страницу. Поисковики переходят к концептуальному поиску. Они стремятся к тому, чтобы ты мог теперь искать не только красный квадратик, а, например, фильм с захватывающей погоней и счастливым концом. И поисковик с помощью социальных сервисов найдет тебе именно такой фильм. Сейчас пока машина не мыслит категорией, концепцией, но это дело времени.


Полную версию интервью смотрите на Udmurtia.tv