Не так давно автобус №22 стал единственным общественным транспортом в Ижевске, на котором можно добраться до Сельхозвыставки. До апреля нынешнего года в микрорайон СХВ кроме 22-го автобуса ходил ещё и коммерческий автобус №57. Ходил с перебоями, самостоятельно определяя график своей работы, благодаря чему многие пассажиры вынуждены были мёрзнуть на остановках, напрасно надеясь на соблюдение перевозчиком вывешенного расписания. После томительного ожидания на морозе позабытые маршруткой пассажиры порой объединялись в группы и вызывали такси, чтобы добраться до своего микрорайона.


Одна из жительниц СХВ, попросив у транспортной компании объяснений несоблюдения установленного расписания, получила, по её мнению, довольно циничный ответ. «Мы из-за вас одной ездить не будем. Ишь какая принцесса нашлась!» - ответил ей сотрудник ЗАО «АТК-373». Тот же безымянный сотрудник пояснил, что коммерческий автобус №57 сообщением «микрорайон Старый Игерман – СХВ» в любой момент вполне законно может покинуть маршрут. В конце концов, этот автобус и в самом деле покинул маршрут навсегда - администрация Ижевска в апреле текущего года расторгла соглашение с ЗАО «АТК-373».


Проблема вроде бы решилась, но явно не в пользу пассажиров.


Написанное в марте нынешнего года коллективное заявление от имени жителей микрорайона СХВ на имя депутата Городской думы Ижевска Марата Аухадеева (некоторые, кстати, голосовали за него на октябрьских выборах прошлого года) с просьбой о продлении времени работы маршрута №22, сам Марат Габдулхаевич оставил практически без внимания. Решение проблемы своих избирателей депутат-«единоросс» свёл к формальной переписке с транспортной компанией.


К слову, остальные наказы избирателей по благоустройству района с прошлой выборной кампании также не были выполнены. В частности, некоторые автобусные остановки между «ул. 9-е Января» и «Оранжерейным комплексом» никто не ремонтировал с советских времён. По мнению жителей, эти остановки больше похожи на помойки. Весной пассажирам приходится выходить из автобуса буквально в ямы и грязные лужи. Позже прилегающие к остановкам территории были засыпаны гравием, но после дождей там снова становится грязно.


В конце марта ОАО «ИПОПАТ» по запросу Управления благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска изучило пассажиропоток на автобусном маршруте №22, результаты которого подтвердили необходимость увеличения количества рейсов. «Однако в настоящее время у ОАО «ИПОПАТ» отсутствует возможность выпуска на линию дополнительных машин, так как для этого на автопредприятии необходимо увеличить количество водителей и кондукторов», - сообщил начальник Управления благоустройства и транспорта Михаил Тарасов.


Самих жителей такой ответ явно не устроил. «При нашей-то безработице – это смешные причины отказа в предоставлении нам необходимых автобусов», - утверждают они.


В отделе эксплуатации ОАО «ИПОПАТ» корреспонденту «Д» уверенно ответили, что «жалоб от жителей насчёт 22-го маршрута быть не может», и пояснили: «У нас уже недели три последний автобус №22 выходит с СХВ в половине двенадцатого ночи. В автопарк приезжает, согласно расписанию, в 23.41». С 11 июля автобус №22 действительно ходит практически до полуночи, однако после 20 часов на маршрут выходят только микроавтобусы, а цена за проезд возрастает до 15 рублей. Объявление на двери маршрутки предупреждает об отсутствии льгот и повышенной цене проезда. К тому же многие пассажиры и не подозревают, что в этих микроавтобусах действует транспортная карта – информации об этом в салонах просто нет. Кроме того, по словам жителей СХВ, зачастую водители вечерних маршруток №22 могут не выдавать пассажирам билеты. «Со мной в тесном микроавтобусе ехало 25 человек. Ни одному из них водитель не выдал билета», - вспоминает одна из пассажирок микроавтобуса. Жители опасаются, что небольшое количество проданных билетов может привести к сокращению количества маршруток, которые и без того ездят переполненными. «Днём интервалы между автобусами очень короткие. Часто они едут пустыми. Мне непонятно, зачем они друг за другом воздух возят, - раздражённым голосом рассказывала корреспонденту «Д» жительница микрорайона СХВ, - а вечером автобус доезжает только до остановки «Техучилище», при этом никакой информации о расписании сокращённого маршрута на остановках нет».


«Мы живём и работаем в этом городе и платим налоги в бюджет, но нормально пользоваться городским транспортом практически не имеем возможности», - утверждают жители СХВ, которые хотят не больше чем человеческого отношения к своим просьбам. Чтобы наладить транспортное обеспечение в своём микрорайоне, жители СХВ намерены обратиться к премьеру России. Следующая остановка – «приёмная Путина».



Слабую конкуренцию в сфере общественного транспорта определил подписанный 30 лет тому назад Приказ №200 Министерства транспорта РСФСР, который до сих пор никто не отменил. Конкуренция в Советском Союзе не была предусмотрена, и вопрос о выборе или возможности замены перевозчика в Приказе №200 отсутствует. В Ижевске открытые в советские времена автобусные маршруты практически бессрочно закреплены за ОАО «ИПОПАТ». Чаще всего попасть на рынок пассажирских перевозок возможно только в случае открытия нового маршрута.