Организаторы мероприятия окружили столичного гостя своеобразным волковско-касимовским декором: зоопарк, встреча с Калашниковым, кумышка, оркестр при входе и визит в редакцию «Известий УР». К пяти часам на открытую лекцию Гельмана в аудитории ВЕУ собрались люди, редко сходящиеся друг с другом в одном помещении, – от известных анархистов до известных либералов, от студентов до отставных муниципальных чиновников. В зале почти не осталось даже стоячих свободных мест.


Ведущим встречи выступал председатель попечительского совета ВЕУ Лев Гордон. Марат Гельман не стал всерьез отвечать на его вопросы о первых впечатлениях от Ижевска, сославшись на то, что шесть часов поездки по городу для этого недостаточно. «Я буду говорить о том, в чем разбираюсь», - заявил он и заговорил об истории современного искусства. Г-н Гельман делит ее на этапы: до 1988 года – «героический», когда за участие в нетрадиционной культурной жизни можно было поплатиться жизненным благополучием; затем, с 1988 года до середины 90-х годов, преследований со стороны властей можно было не опасаться, но и условий, опыта и денег у современных художников тоже не появилось. В это время и начал свой путь в искусстве Марат Гельман. «Никто из нас тогда не понимал, чем мы занимаемся», - признался он, кажется, не без ностальгии по ушедшей эпохе. Наконец, во второй половине 90-х и «нулевые» началось построение инфраструктуры современного искусства, а на рубеже 2010-х годов, по словам лектора, дошло и до некоторой «рефлексии».


Для самого Гельмана, что показательно, это совпало с центробежной миграцией из столицы в Пермь. В 2009 году он основал и возглавил Пермский музей современного искусства и благодаря близости к губернатору Пермского края Олегу Чиркунову, судя по публикациям в некоторых пермских СМИ, стал главным человеком в местной культурной жизни. «Мы очень влиятельны», - оценил Марат Гельман свои возможности. О программах, реализующихся в Перми при его участии, Гельман подробно рассказывать не стал, зато немало времени посвятил своей тактике взаимодействия с оппонентами, или «созданию напряжений». Суть в том, что если среди скучных построек однажды появляется интересный и яркий арт-объект, то поначалу он будет сильно раздражать обывателя. Но с течением времени, с появлением новых необычных образов в привычной городской среде, центр внимания, по мнению арт-менеджера, смещается в сторону «серого окружения»: публика начинает задавать вопросы также и тем, кто отвечает за весь ландшафт. В соответствии с идеальной картиной, нарисованной Маратом Гельманом, все заканчивается тем, что «к фестивалю «Белые ночи» у нас в Перми шампунем мыли тротуары». «Мы нашли такой способ, что при помощи наших оппонентов культура может управлять всем», - заявил Гельман.


Кто вправе отделять культуру, например, от гламура и китча (по Гельману, главных угроз современному искусству), а главное – кто определяет допустимые объемы расходования общих ресурсов, из выступления лектора было не понять. Точнее, эту роль он отводит абстрактной «культурной машине», включающей в себя и артистов, и зрителей, и культурные институты, и сам процесс создания художественных объектов. По мнению Марата Гельмана, проявляющееся время от времени недовольство его деятельностью в Перми связано с непониманием тех изменений, которые происходили в культурной жизни на протяжении последних трех десятилетий.


Как утверждает Гельман, одна из главных перемен – это уничтожение механизма передачи произведений искусства от поколения к поколению. Прогресс состоялся, время сжалось: если раньше смена поколений художников занимала десятилетия, то теперь все изменяется до неузнаваемости в течение биологической жизни одного человека. Перепроизводство в культуре приводит к неминуемой утрате большей части того, что в ней непрерывно создается. «Раньше человек разбирал имущество в доме и решал: вот это – в библиотеку, а хлам на чердак, - рассуждал Марат Гельман. – Потом в дом въезжали новые люди и первым делом бежали на чердак за ценностями, чтобы поставить их в библиотеку».


Теперь, согласно метафоре галериста, естественный «чердак» отсутствует, и если традиционные музеи остались специалистами по прошлому, то музей современного искусства сохраняет настоящее для будущего. Это он и называет «машиной экспертизы современного искусства», роль которой в Перми, судя по всему, Гельман самовольно решил принять на себя.


По словам Льва Гордона, перед лекцией между Маратом Гельманом и представителями «открытой кафедры» ВЕУ состоялся уговор о том, что в разговоре на людях гость не будет касаться российской политики. «И все же один вопрос я не могу не задать, - добавил г-н Гордон. – Сегодня утром ко мне пришла эсэмэска от Михаила Федотова, который сейчас работает в администрации президента России: «Спроси Гельмана, кто в 2018 году станет президентом». «Предсказания всегда были моим слабым местом, - сказал в ответ Марат Гельман. – В 1996 году на выборах решалась судьба страны. В 2000 году – судьбы политических партий. В 2004-м, может быть, судьба отдельных функционеров, высшей номенклатуры, а в 2008 году – ничего, даже для отдельных граждан… Политика – это неважно и неинтересно. Выборный процесс ничего не решает».


Сегодня над Россией нависла угроза угасания жизни даже в крупных провинциальных городах, унаследовавших советскую инфраструктуру, считает Марат Гельман. «В основе хозяйства Пермского края три составляющие: нефть, руда и калий, - заявил он. – Там работает 50 тысяч человек – тех, кто работает на вышках, кто ремонтирует вышки, кто учит тех, кто работает на вышках. А население края – 3 миллиона человек. Так скоро все население России будет жить в Москве и вахтовым методом самолетами летать на разработки». При этом г-н Гельман убежден, что в ситуации, когда половина населения страны работает в бюджетной сфере и госкорпорациях, то есть, в принципе, в схожих условиях, выбирая место жительства, гражданин выбирает, прежде всего, город, в котором приятнее проводить свободное от работы время. Блеску «нерезиновых» столиц Гельман предлагает противопоставить комфортные «культурные альянсы» российской провинции. «Для городов нет альтернативы - двигаться вперед или остаться на месте, есть альтернатива двигаться вперед или исчезнуть, - заключил он. – Если не произойдет децентрализации, страна потеряет города».


На следующий день после лекции в ВЕУ Марат Гельман встретился с председателем правительства Удмуртии Юрием Питкевичем. По ее итогам пермский гость лаконично поделился в своём ЖЖ впечатлениями от этого общения: «Что происходит в Перми - знает досконально. В середине августа предлагаю проект старт-апа. Философию культурного альянса воспринимает как свою».




Из Перми с доставкой на дом


«На содержание Музея современного искусства Марата Гельмана, пропагандирующего «произведения» сомнительного нравственного содержания, ежегодно выделяется 90 млн рублей.


Многие годы не решаются проблемы Пермской художественной галереи, театра «У моста», Коми-Пермяцкого окружного драматического театра. Ликвидирована художественная школа №2, под угрозой закрытия - художественное училище № 65. В общей сложности закрыто более 300 культурно-досуговых центров, 197 библиотек. Зато 40 млн бюджетных рублей нашлось на новый символ Перми - «дровяник» в виде буквы «П». Полмиллиарда рублей выделено на череду эпатажных шоу под названием «Пермь - культурная столица Европы»…

«АиФ-Прикамье»




«Это война, друзья. Война не на жизнь, а на смерть. В ней пленных не будет. Митинг в защиту пермской культуры, который прошёл на прошлой неделе, показал это со всей очевидностью…


Что-то подобное здесь уже было - культурная революция 1930-1932 годов тоже была направлена против «старых» деятелей. Мы вступаем в позорную страницу новейшей пермской истории, перевернув которую, постараемся поскорее её забыть».

«Новый компаньон»




«Третий год продолжается нашествие варягов на Пермь. Сотни миллионов рублей из городского и краевого бюджета идут на проекты заезжих творцов, на создание никому не нужных дизайн-концепций московскими фирмами, в то время как пермская культура лишена такой поддержки. «Я обращаюсь к варягам, к тем, кто получает миллионы из наших карманов, – заявила Ирина Становкина, – обращайтесь к спонсорам, как вы советуете нам, а не ищите денег в бюджете края!» Участники митинга поддержали это пожелание радостными аплодисментами».

Пермский обозреватель