В роли экскурсовода для «отца российской приватизации» в прошлый четверг, 23 июня, выступал, естественно, сам президент Удмуртии Александр Волков - инициатор этих далеко не наностроительных проектов, ставших главными темами республиканской общественной жизни в последние годы. Как опытный политик Чубайс, видимо, подметил, что президента Волкова эти объекты волнуют больше всего, и в своём посте сообщил, что за те шесть лет, что он не был в столице Удмуртии, «Ижевск просто изменил свой облик». «Великолепная набережная, цирк, зоопарк, собор – это все прямо влияет на качество жизни, привлекает гостей», – как будто бы процитировал Чубайс самого президента республики.





Непонятно о чём ещё кроме нанотехнологий и набережной «как в Ницце» могли поговорить высокопоставленные собеседники, но Александр Волков, тоже ведущий свой блог в Интернете, не стал делиться своим мнением по поводу неформального общения со столь знаковой фигурой новейшей российской истории. Более того, на второй день визита Чубайса в Ижевск президент просто исчез из публичного поля. На официальном сайте Удмуртской Республики нет ни одного сообщения о том, чем в пятницу, 24 июня, занимался президент Волков. Так что все основные мероприятия - посещение производства нанопружин на НПЦ «Пружина», где Чубайсу, как он сам написал в своём ЖЖ, «доверили ответственную миссию – включить испытательную установку (…), чтобы подтвердить, что она (Прим. - пружина) сверхпрочная», а также совещание по вопросам развития нанотехнологий и наноиндустрии в Доме дружбы народов - прошли без Волкова. За него в роли принимающей стороны выступил председатель Правительства УР Юрий Питкевич, который и поблагодарил Анатолия Чубайса «за моральную и финансовую поддержку» НПЦ «Пружина» и отметил, что республика может предложить РОСНАНО ряд других, не менее привлекательных, проектов.






Отнести распиаренный запуск производства сверхпрочных пружин к «проектам республики», впрочем, можно с большой долей натяжки. Изначальным учредителем ООО НПЦ «Пружина» был и остаётся «Ижевский машзавод», на площадях которого проходят испытания пробные партии нанопружин. Впоследствии доля «Ижмаша» в уставном капитале «Пружины» снизилась со 100 до 31 процента, и в своем посте по поводу «нанокомандировки» председатель правления ОАО «РОСНАНО» называет ООО НПЦ «Пружина» «нашей проектной компанией». При других обстоятельствах вряд ли бы, наверное, в РОСНАНО могли принять решение об инвестировании в пружинное производство 830 млн руб. при общей оценке стоимости проекта 1 млрд 110 млн рублей. Его соинвесторами, как сообщается на сайте РОСНАНО, выступают ОАО «Ижевский машзавод» и Финансовая Корпорация «УРАЛСИБ».





В перспективе, как полагают в руководстве «Пружины», продукция предприятия найдёт применение на Российских железных дорогах и в автопроме. По мнению генерального директора ООО НПЦ «Пружина» Владимира Кутергина, применение нанопружин на железнодорожном транспорте позволит экономить до 10 млрд руб. в год. «Всего же после запуска второй линии серийного производства и модернизации мелкосерийного выпуска, - сообщается на сайте РОСНАНО, - объем перерабатываемого металла составит 9 тыс. тонн в год, что соответствует 3 млн пружин автомобильной подвески и может покрыть почти все текущие потребности российских автозаводов». Это в планах. Пока же, как признался председатель совета директоров ООО НПЦ «Пружина» Константин Деметриу, занимающий в РОСНАНО должность директора управления по инвестиционной деятельности, «ижевские пружины уже доказали свою надежность при использовании в бронированных автомобилях, где все элементы подвески подвергаются серьезной нагрузке из-за большого веса брони».





Ранее в СМИ сообщалось, что выйти на массовое производство планировалось в первом квартале 2012 года, а на финальном этапе объем производства должен составить порядка 27 тысяч тонн металла в год. При этом потенциальный рынок сбыта ижевских пружин неназванные эксперты оценивают в несколько миллиардов рублей ежегодно.





Определённую долю скепсиса в эти планы вносят разве что сами руководители высокотехнологичного производства – все родом с «Ижмаша» времён его развала под руководством недавно отправленного в отставку Владимира Гродецкого. Генеральный директор «Пружины» Владимир Кутергин продолжает работать заместителем генерального директора ОАО «Ижевский машзавод», а 31-летний коммерческий директор Павел Збар руководил на обанкроченном «Ижмашстанко». К тому же он член известной заводской «династии» - его отец, Сергей Збар, на «Ижмаше» многие годы отвечает за экономику и финансы.





Накануне визита в Ижевск Анатолия Чубайса, пытаясь поговорить с кем-либо из компетентных должностных лиц ООО НПЦ «Пружина», корреспондент «Д» позвонил по телефону, обозначенному как контактный телефон пресс-службы данного предприятия. На том конце провода ответил мужчина, представившийся Ильёй Марковичем Гольдиным, заместителем коммерческого директора «Пружины». Однако по телефону этот 29-летний топ-менеджер (и по совместительству, видимо, пресс-секретарь) ничего вразумительного сообщить не смог, пообещав выслать информацию по электронной почте. Записал адрес. И не выслал. Получается, обманул. Впрочем, с Чубайсом, наверное, такой номер не пройдёт.


По оценке председателя правления ОАО «РОСНАНО», высказанной в Живом Журнале по итогам визита, «в Ижевске выставка была не самой сильной, но и там нам показали несколько перспективных проектов». «Увы, - пишет Чубайс, - ни по одному из них не было заявок». По его мнению, «вот как раз в таком случае рассчитываем на эффект поездки». Впрочем, в отношении «пружинного» проекта у Чубайса претензий нет. «Эта уникальная технология позволяет уменьшить остаточную осадку в пять раз, а число циклов до разрушения увеличить не менее чем в 10 раз, причем испытываемые образцы продукции еще не достигли разрушения», - пишет он в своём блоге. «И когда достигнут – никто не знает…» – философски
подытоживает человек, когда-то сумевший приватизировать почти всю Россию.




ЧУБАЙС ОБ ИЖЕВСКЕ


Ну а вечером президент Удмуртской Республики Александр Александрович Волков провел для нас небольшую экскурсию по Ижевску. Она началась с любимого детища Александра Александровича – Ижевского зоопарка.


Обитатель зоопарка по имени Яша периодически разбегался и наносил тяжелые удары ногами (или у шимпанзе лапы?) по стеклу, отчего оно страшно содрогалось, вселяя в посетителей некоторую тревогу: а что если не выдержит?..


Уникальный белый лев. Он не совсем белый, но, как мне объяснили, белее уже не бывает.


Символ Ижевского зоопарка – Волк. Казалось бы, при чем здесь президент Удмуртии?..


А это – настоящий волк.


Другое любимое детище президента Удмуртии – набережная Ижевского пруда.


Кстати, вдали виден «Ижмаш», и где-то там – наша «Пружина».


Исторический центр Ижевска. Памятник ижевским оружейникам.


Самое старое здание в Ижевске. Говорят, оно очень понравилось Алексею Кудрину. Еще бы – это денежная кладовая первого ижевского оружейного завода.


Даже цирк нам показали.


Последним пунктом экскурсии был красивейший Свято-Михайловский собор, который был заложен в 1897 году, достроен в 1907, потом взорван большевиками в 37-м и заново отстроен в 2004-2007гг.


Я в Удмуртии бывал много раз, последний – в 2006-м году. Должен сказать, что за эти шесть лет Ижевск просто изменил свой облик. Великолепная набережная, цирк, зоопарк, собор – это все прямо влияет на качество жизни, привлекает гостей. Мне понравилась реакция ижевчан на идущую по городу группу начальников – спокойная и позитивная. Есть известное правило зарождения инновационной экономики – это происходит только там, где ХОРОШО. Мне кажется, что в Ижевске для этого много сделано.

Источник: a-chubais.livejournal.com