На президиуме правительства Удмуртии в понедельник, 16 мая, мне предстояло впервые запустить в Интернете он-лайн трансляцию заседания. Система простая: сигнал с веб-камеры поступает в ноутбук, оттуда на USB-модем и отправляется на сайт в Интернете, где каждый желающий может посмотреть заседание президиума правительства в прямом эфире с задержкой в 5-7 секунд.


У работников пресс-службы новинка вызвала неподдельный интерес. С любопытством глядя на незамысловатую конструкцию, они спрашивали, может ли камера увеличивать, какого размера изображение транслируется и прочее. Я с удовольствием объяснял, что к чему. Потом в одном из сотрудников пресс-службы проснулся чиновничий инстинкт. «А у вас согласование есть на съемку?» - вдруг спросил он. Я ответил, что я журналист и мне не нужно никаких согласований на съемку открытого для СМИ мероприятия в правительстве. Мужчина куда-то ушел и вернулся уже с Иваном Беловым, заместителем руководителя пресс-службы. «Сергей, у тебя «печатное» СМИ, убери камеру», - строго сказал Иван Иванович. Я попытался упираться, заявляя, что представляю интернет-издание «Информационное агентство «День» и что вообще нет такой нормы закона, чтобы телевизионщики ходили только с камерой, радийщики с диктофоном, а газетчики исключительно с карандашом и блокнотом. «Убери до специального согласования», - предложил компромиссное решение г-н Белов. Выяснилось, что «специальное согласование» можно получить в кабинете пресс-службы после заседания президиума. Я решил согласиться и свернул аппаратуру.


«Какие ко мне претензии?» - с порога кабинета пресс-службы спросил я у Ивана Белова. «Никаких. Наша система тоже позволяет делать такие трансляции, но мы пока этого не делаем. Поэтому нужно выждать паузу. Кроме того, видеосъемкой могут заниматься только специализированные СМИ», - заявил Иван Иванович, выдумывая несуществующие нормы законы прямо на ходу. «Есть какой-нибудь нормативный акт, который бы говорил о том, что съемкой могут заниматься только специализированные СМИ?» - спросил я. «Нет, но пока нужно выждать паузу», - сказал г-н Белов.


«Тогда у нас выйдет конфликт. Я намерен вести трансляцию на следующем заседании президиума правительства», - заявил я. На что Иван Иванович ответил: «Конфликта не будет, потому что нет препятствования журналистской деятельности». Действительно, в этот раз я добровольно сложил камеру, понадеявшись на «специальное согласование». Однако неужели руководство пресс-службы рассчитывало на то, что я и в следующий раз буду ждать «специального согласования»?


Когда мы с г-ном Беловым совместными усилиями все же выяснили, что никаких законодательных норм, запрещающих журналистам видеосъемку, не существует, то в ход пошли совсем несуразные аргументы. «Вы мешаете своим коллегам, членам президиума мешаете», - начал утверждать г-н Белов. Здесь надо отметить, что в зале, где проходят заседания президиума, члены правительства сидят впереди журналистов, и они даже не видели меня с моей веб-камерой. Очевидно, психологическое воздействие на них может оказывать прямая трансляция. Чем я «помешал» коллегам из других СМИ, для меня осталось загадкой. Во время спора с представителем пресс-службы я поймал себя на мысли, что это парадоксально, когда работник пресс-службы, в чьи прямые обязанности входит организация максимального освещения деятельности Правительства УР, всеми силами пытается запретить журналисту видеосъемку. Поняв, что меня пригласили вовсе не для «специального согласования», а скорее для банального неофициального запрета, я заявил Ивану Ивановичу Белову: «Тогда нам придется с вами «воевать». Старожил аппарата правительства в ответ только хитро улыбнулся. На этом мы и расстались.


Видеотрансляция с очередного заседания президиума правительства начнется 23 мая в 14 часов. Анонсы ищите на сайте dayudm.ru и udmurtia.tv.


Законов, запрещающих журналистам снимать видео, не существует. Зато есть законодательная норма, наоборот, разрешающая видеосъемку.




Закон РФ «О средствах массовой информации»


Статья 47. Права журналиста


Журналист имеет право:


2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;


6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;


Статья 49


Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.