«…Принимаемые решения по ликвидации нашей школы могут быть выгодны кому-то с точки зрения получения в собственность расположенного в центре Ижевска здания» (из письма родителей Президенту РФ).Впервые мысли о том, что двухэтажный особнячок на перекрестке ул. Кирова и М. Горького, в котором располагается школа №1 для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, якобы непригоден для учебного процесса и учащихся следует перевести в 79-ю школу на окраине Ижевска, появились у чиновников еще зимой прошлого года. Уже тогда родители учеников выразили возмущение подобными планами. На время чиновники отступились, родителей на собраниях «успокоили», а от заместителя главы администрации по социальным вопросам Александра Прозорова я, например, как депутат Гордумы четвертого созыва, получил официальный ответ, что планов ликвидации школы №1 городские власти не имеют.


Сегодня, спустя более года, выясняется, что это была неправда, и чиновники уже открыто говорят о необходимости закрытия этого учебного заведения. То есть вместо того, чтобы в течение года проработать вопрос о путях сохранения школы или перевода ее в какое-либо другое здание в Октябрьском районе, ситуацию просто загнали в тупик и теперь под формальными предлогами экстренно проталкивают непопулярное решение.


«От министерства образования идут очень кривые объяснения - школа не проходит по пожарным предписаниям, нормам СниПови т.д.и т.п., - написала одна из матерей на ижевском интернет-форуме. - А денег на устранение всех недочетов, как обычно, нет. Но вот чудо!! В здание нашей школы хотят перевести школу искусств N1, что сейчас занимает здание в самом центре города (ул. М. Горького, 78)! Видимо, на школы искусств не распространяются требования пожарных и санитарные нормы... Или же другой вариант – срочно (после «изгнания» детей) найдутся деньги на реконструкцию здания. Мое мнение - здание по ул. М. Горького очень кому-то нужно. Честно, зла не хватало смотреть на самодовольное лицо представителя минобразования, когда на общем родительском собрании, состоявшемся 7 апреля, она нагло заявила: «Школу закроют, и это вопрос решенный, можете писать хоть куда!» Очень обидно, что на набережную, которая не простояла даже и полгода и «поползла» с таянием снега, был выделен миллиард рублей, а тут денег нет...»


На самом деле, требованиям пожарных и Роспотребнадзора не соответствуют и десятки других ижевских школ, которые тем не менее каждый год успешно проходят приемку к началу учебного года. Другим аргументом чиновников стало то, что в школе отсутствуют собственная столовая и мастерские (трудовое обучение осуществляется в приспособленных помещениях соседнего жилого дома). Для школы искусств, которая входит в систему дополнительного образования, это допустимо, а вот для коррекционной школы – нет.


Однако, по словам родителей, разговор об этих недостатках был начат еще самим руководством школы в 1998 году. Были даже разработаны и подписаны главным архитектором города проекты реконструкции здания. Эти проекты предполагали пристрой и мансардный третий этаж, которые бы решили все системные проблемы заведения. Все это, впрочем, осталось на бумаге, и более десяти лет чиновников школа №1 не заботила. После же объявленной с республиканского уровня «оптимизации» бюджетных средств про «проблемы» школы вдруг вспомнили.


То, что основная причина намерений властей лежит в области «экономии», а вовсе не заботы о детях, родители в очередной раз убедились на этой неделе. После подачи уведомления о проведении пикета один из родителей, председатель общественной организации «Объединение детей-инвалидов, инвалидов с детства, их родителей и опекунов города Ижевска» Владимир Князев, был оперативно приглашен на встречу с нынешним заместителем главы администрации города по социальной политике Ириной Теслевой и начальником управления образования Николаем Кулеминым. В ходе встречи бюджетные проблемы были предъявлены чиновниками как один из аргументов. «Говорили про «подушевое» финансирование, про неполную укомплектованность групп… - рассказывает Владимир. – То есть мы говорили с ними о разных вещах: я про то, что нужно нашим детям, они – про «экономику». Расстались ни с чем – я, правда, предложил им хотя бы прийти на пикет, пообщаться с родителями, но они отнеслись к этому без энтузиазма».


Почему родители резко настроены против перевода своих детей в 79-ю школу, которая вроде бы имеет ту же специализацию, что и 1-я школа?


Во-первых, это проблема транспорта. «Мы обеспокоены увеличением времени, в течение которого наши дети будут добираться до школы, в некоторых случаях это время составит более полутора часов. Мы считаем, что для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов это будет дополнительная нагрузка, ухудшающая их положение и здоровье», - говорится в письме родителей на имя президента России Дмитрия Медведева. Позиция родителей состоит в том, чтобы не концентрировать сотни детей с ограниченными способностями в одном заведении, а в том, чтобы в каждом районе города была своя школа подобного типа.


Во-вторых, родителей пугают проблемы психологического порядка, с которыми их дети обязательно столкнутся в 79-й школе. Сегодня в школе №1 учатся 83 ребенка, в то время как в школе в Индустриальном районе - порядка 280 детей. «Любой добросовестный психолог скажет, что такая концентрация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в одном заведении – это ненормально, - комментирует Владимир Князев. – По сути, это своего рода резервация, где наши дети будут на самом деле гораздо более одинокими, чем в небольшом коллективе.


В нашей школе сложился талантливый педагогический коллектив, царит почти «семейная» обстановка, и теперь это все чиновники готовы разрушить».


Строго говоря, это, видимо, понимают даже в Минздраве. На прошедшей в Госсовете Удмуртии межведомственной комиссии представители этого ведомства высказались против полной ликвидации школы №1, предложив перевести детей на время, а после ремонта вернуть обратно. Сами родители в своих требованиях идут дальше. В письме президенту Медведеву ими были сформулированы следующие требования:


- не закрывать школу № 1 до конца действия лицензии (12.10.2012), заложить средства в бюджет города Ижевска на 2012 год и приступить к реконструкции здания с 1 июня 2012 года;


- в течение 2011-2012 гг. определить место (учреждение, базу) для обучения детей в Октябрьском районе города;


- властям города (республики) встретиться с родителями детей и с учетом мнения родителей, как законных представителей детей, отвечающих за их образование, здоровье и развитие, выработать план по реконструкции школы.


Подобные меры, впрочем, требуют и определенных затрат и некоего творческого энтузиазма со стороны властей.


Однако именно этих ресурсов в чиновничьей среде не наблюдается. Даже уполномоченный по правам ребенка в Удмуртской Республике Ольга Авдеева заняла в этом вопросе сторону чиновников, а не родителей и их детей. Впрочем, иного ждать от бывшей чиновницы, поставленной на этот пост по решению президента Волкова после известного скандала со второй школой-интернатом, в общем-то, не приходится.


Примечательно, что в своей заявке на пикет родители сформулировали цели акции шире, чем только проблема со школой №1. «Протест против политики разрушения системы образовательных и медицинских учреждений для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Удмуртской Республике» - так сформулировали организаторы пикета свое видение происходящего в Удмуртии. А в письме президенту России вспомнили и про другие нелицеприятные факты: «Решение проблем, связанных с дефицитом городского и республиканского бюджета за счет социально уязвимых групп граждан, в особенности детей, становится традицией для нашей республики и ее столицы, поддерживается Президентом УР. Так, в течение последних полутора лет закрыта ставшая скандально известной в феврале 2010 года школа-интернат № 2. Дети-сироты переведены в разные сиротские государственные учреждения, здание школы в центре города брошено на произвол судьбы, персонал уволен… Можно привести и другие случаи решения проблем властей за счет самых уязвимых детей – например, недавно прозвучавшее в СМИ намерение властей закрыть единственную в Удмуртии школу-интернат для детей, больных туберкулезом, и отсутствие всяких комментариев на этот счет республиканских властей». Молчание чиновников по поводу школы-интерната симптоматично. Точно так же они молчали и год назад, когда задумали ликвидировать школу №1…