В 2005 году местная бюрократия с облегчением избавилась от прямых всенародных выборов мэров, проходивших в Ижевске с 1994 года.

Первые два ходатайства уже поступили в территориальные избирательные комиссии. В пятницу, 8 апреля, соответствующие документы зарегистрировали в Индустриальной ТИК г. Ижевска, в понедельник, 11 апреля, – в Территориальной избирательной комиссии г. Глазова. Согласно законодательству в каждом муниципальном образовании придётся проводить свой отдельный местный референдум, но вопрос инициативная группа предлагает один и тот же, меняются только названия городов.


Так, жителям Ижевска предлагается ответить на вопрос:


«Согласны ли вы с тем, чтобы внести в Устав муниципального образования «город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»


«Формулировка, возможно, несколько тяжеловесная, но для того, чтобы добиться вынесения её на референдум, вопрос должен быть юридически чистым - не допускать множественного толкования и исключать неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения», - говорит руководитель «Патриотов» Сергей Щукин.


В 2005 году, когда депутаты городских дум как под копирку переписали уставы своих городов, введя «двухголовую» систему управления, правовыми последствиями особенно никто не заморачивался. Например, радикальные изменения в Устав столицы Удмуртии, как тогда было объявлено, внесли в ответ на «гражданскую инициативу» десяти ижевчан, чьи фамилии так и остались неизвестны. По словам докладывавшего по вопросу депутата-«единоросса» Виктора Любимова, по мнению анонимных граждан, благодаря новшеству бюджет Ижевска должен был сэкономить на отмене всенародных выборов несколько миллионов рублей. Сегодня расходы на зарплату только двух назначаемых депутатами первых лиц города - сити-менеджера и ГМО (главы местного самоуправления) - составляют более пяти миллионов рублей в год. Требование сократить эти расходы не раз находило отражение в резолюциях митингов, но в данном случае гражданские инициативы остаются не замеченными со стороны властей.


Реальные инициаторы отмены всенародных выборов мэра Ижевска так спешили внести изменения в Устав города, что розданные депутатам Гордумы документы изобиловали многочисленными ошибками. «Несколько депутатов с места попросили исправить орфографические ошибки: «А то аж на первой странице, и вот здесь, и здесь тоже». «Еще будет редактура», - успокоил их председатель Думы», – описывал происходившее в тот день в зале заседаний сессии корреспондент «Д». «За» новую редакцию Устава города проголосовали 25 из 26 депутатов, присутствовавших 16 июня 2005 года на сессии Городской думы Ижевска. «Против» был лишь один - Игорь Измалков. Сегодня бывший депутат (кстати, являющийся членом комитета УРО партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ») объясняет свою позицию тем, что всегда считал отстранение населения города от прямого участия в выборе градоначальника неправильным. К тому же его покоробили методы, которыми продавливалось это решение.


Возвращение прямых выборов мэров городов может занять гораздо больше времени и усилий. Если взять за пример ходатайство о проведении местного референдума на территории Ижевска, то теперь, согласно Закону УР «О местном референдуме», Индустриальная территориальная избирательная комиссия должна до 23 апреля рассмотреть поступившие документы и в случае соответствия их требованиям законодательства передать в Городскую думу Ижевска. После этого в течение 20 дней, т.е. ориентировочно до 13 мая, депутаты обязаны проверить на соответствие законодательству уже сам вопрос референдума и либо мотивированно отказать инициаторам, либо в течение 15 дней передать дело в территориальную избирательную комиссию для регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.


Таким образом, уже ориентировочно 28 мая «Патриоты» могут получить право начать сбор подписей за проведение референдума. На их сбор (для Ижевска это 10 тысяч подписей) закон отводит 30 дней, но передать подписные листы для проверки в ТИК необходимо не позднее 50 дней после регистрации инициативной группы. Ориентировочно это может произойти в середине июля. После чего закон даёт членам ТИК 15 дней на проверку поступивших документов. Если всё будет проходить в рамках законодательства и собранные подписи успешно пройдут проверку, примерно 1 августа избирком направит необходимые документы в Городскую думу Ижевска для назначения даты референдума. У находящихся в это время на «каникулах» депутатов будет ровно месяц, чтобы рассмотреть соответствующее решение, за которое они теоретически должны проголосовать 31 августа.


Таково требование законодательства, хотя инициаторы не исключают, что им начнут чинить препоны в угоду главному стороннику «двухголовой» системы местного самоуправления в лице президента УР Александра Волкова, контролирующего поведение депутатов-«единороссов» в Городской думе Ижевска. «В Ижевске давно нет никакого местного самоуправления, в течение последних лет городом по всем основным вопросам фактически управляет президент Волков, - объясняет необходимость возвращения к прямым выборам мэра Сергей Щукин, лидер местных «Патриотов», - за это время в Ижевске бы отменён бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте, отданы в долгосрочную аренду теплосети города, готовятся проделать то же самое с «Ижводоканалом» и «ИжГЭТ». По мнению инициаторов референдума, средства, выделявшиеся на подготовку к празднованию 250-летия Ижевска, фактически растрачены впустую. Происходящий сейчас обвал земли на набережной «как в Ницце» и близкая перспектива заболачивания Ижевского пруда – результат бездарной и коррупционной, по сути, бюджетной политики. Итог этой политики - государственный долг городской казны Ижевска, превысивший 3 млрд рублей, чего ещё несколько лет назад невозможно было даже предположить.


Выборный мэр, по мнению инициаторов референдума, - это эффективный инструмент для защиты интересов большинства жителей от давления со стороны республиканских властей и корыстных планов близких к ним коммерческих структур. Между тем для достижения этой цели потребуется значительная консолидация граждан. Согласно законодательству итоги референдума будут признаны только в случае участия в нём более половины жителей муниципального образования, обладающих правом голоса, при этом за вопрос референдума должно высказаться более половины принявших участие в референдуме. Зато в случае успеха референдума Городская дума будет обязана в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок внесения изменений в Устав города, при этом указанный срок не может превышать три месяца.


«В нашей инициативе помимо всенародного избрания мэра содержится ещё одно важное обстоятельство. Согласно вопросу референдума мэр должен возглавлять городскую администрацию, то есть непосредственно заниматься управлением города, - говорит Сергей Щукин,- сегодня главы городов в Удмуртии лишь председательствуют на заседаниях городских дум. Может быть, поэтому и сокращенное название этой должности звучит почти неприлично – ГМО, а жителям нужны не «ГМО», а мэры, реально отвечающие за город перед людьми».