Советник по культуре Посольства Швеции Мортен Франкбю считает, что фестиваль покажет разные аспекты шведского общества. Шедевры шведского киноискусства не являются новинкой для столицы Удмуртии. Шесть лет назад, в 2005 году, в Ижевске уже проводилась первая неделя шведского кино. Фильмы, которые были представлены в программе, - принципиально разные и по эстетике, и по времени, и по жанру - это весь спектр киноискусства Швеции от раннего немого кино до современных работ.


Гостем фестиваля стала советник по культуре Посольства Швеции в России Марианна Хультберг. Она представила ижевской публике первые два фильма программы. Зрители могли насладиться такими работами, как «Парень с соседской могилы» Челя Сундвалля, «Свет живет со мной» Карла-Густафа Нюквистфа, «Сарабанда» Ингмара Бергмана, «Песни со второго этажа» Роя Андерссона и «Песнь о багрово-красном цветке» Морица Стиллера.


Особо выделялась картина Роя Андерссона «Песни со второго этажа». Эта работа предназначена не для всех любителей кино. Иногда она угнетает и шокирует, иногда волнует и восхищает. Режиссер показал Стокгольм, в котором происходят странные события. И они вовсе не связаны друг с другом, как и в жизни. Немолодого клерка увольняют, и он сходит с ума... На улице жестоко избивают заблудившегося эмигранта... Фокусник совершает роковую ошибку прямо во время своего представления, по-настоящему распиливая добровольца из публики... Еще одного, нечаянно спалившего дотла свой мебельный магазин, преследует призрак удавленника... Толпа неких людей приносит в жертву невинную девочку... В городе немыслимые пробки, по улицам чинно ходят хорошо одетые чиновники, хлещущие себя плетьми... Рой Андерссон представил вариацию своего апокалипсиса. Музыку для этого фильма специально сочинил Бенни Андерсон из шведского квартета «АББА». Шведский режиссер бросил вызов правилам и устоям – «Я хотел создать нечто отличное, и я устал от стиля, в котором были сняты мои первые два полнометражных фильма, - они были достаточно «правильные». Я почувствовал, что больше не могу идти этой дорогой». Фильм был снят в 2000 году и получил специальный приз жюри Каннского фестиваля.


В этот раз Ижевский киноклуб привёз в город работы как новых режиссеров, так и всем известных. На открытии фестиваля выступил организатор киноклуба Андрей Смирнов. Он подробно рассказал, что предстоит увидеть ижевским зрителям. Неделю шведского кино открыла картина Роя Андерссона «Ты, живущий». «Каждый из эпизодов фильма снят непрерывным планом, без монтажа, это показатель очень высокого технического качества работы, и недаром фильм получил огромное количество призов на самых разных кинофестивалях, и я безумно рад, что этот фильм сегодня у нас в программе», - сказал Андрей Смирнов.


Далее последовали «Шальные деньги» Даниэля Эспиноса, «По высшей воле» Амира Чамдина, «30 дней до рассвета» Андерса Банке, «Шведская история любви» Роя Андерссона и закрыл фестиваль фильм «Добровольно - принудительно» Рубена Остлунда.


«Выбор мы делали вместе со своими русскими партнерами, и я считаю, что эти фильмы достаточно хорошо покажут разные аспекты шведского общества», - отметил в своем интервью Мортен Франкбю, советник по культуре Посольства Швеции. Особый интерес у зрителей вызвала дебютная работа уже знакомого Роя Андерссона «История шведской любви», снятая в 1970 году. Пронзительная история любви двух подростков, коротающих юность в скучной шведской провинции. Он – обыкновенный раздолбай, катается на мопеде, играет в автоматы, дерется с ребятами из соседнего квартала. Она подолгу смотрит на себя в зеркало, красит губы, ходит на концерты, много курит, считая, что ей это идет. Они целуются, вдохновенно болтают ни о чем, смотрят на закат, ссорятся, плачут, смеются – все по-настоящему, потому что впервые. Взрослые тем временем играют в детей и медленно сходят с ума. Одни стремятся как можно скорее повзрослеть, другие не хотят отпускать детство. Никакой абстрактности - история реальнее некуда, главный девиз - «жизнь, как она есть». Приятным бонусом является отличное чувство комичного у режиссера. В качестве минуса можно выделить разве что излишнее увлечение мелодраматизмом.


«История любви» лично меня удивила, это трогательная мелодрама о первых чувствах подростков и испытаниях, которые им придётся пройти. Обычно в подобных фильмах один из героев в конце погибает или же в финале мы видим очень трогательную сцену, заканчивающуюся крепкими объятиями. Но только не в этом фильме. Отмечу, что весь фильм пронизан светом – теплая солнечная погода, светлая нежная внешность героев переплетаются в одно радужное ощущение праздника. Этот фильм положительно и приятно впечатлил. Главные герои фильма - подростки, на фоне родителей они еще так малы. Но сами по себе такие взрослые, постоянно курят, стремятся стать побыстрее взрослыми: девочки красят губы и глаза, рассказывают о первых поцелуях и, наверное, ждут не дождутся своей первой настоящей любви, а мальчики гоняют на мопедах, заглядываются на ножки девчонок. На мой взгляд, все очень мило и по-детски, но в то же время на грани взросления. Отношения между героями завязываются слегка наивно. И вот родители им уже не нужны, они смело пробуют алкоголь и совместные ночевки. Ностальгические воспоминания охватывают, когда из-за недоразумения влюбленные избегают друг друга, но в то же время не представляют жизни без любимого. Картина получила номинацию на «Золотого медведя», призы IWG Golden Plaque, Interfilm Award, Journalists’ Special Award, UNICRIT Award. Guldbagge Awards: Guldbagge Best Film.


Любители артхаусного кино могли в полной мере насладиться киноискусством Швеции. Отмечу, что все фильмы были показаны на языке оригинала, но с субтитрами на русском. Возможно, это и доставляло неудобство при просмотре, зато создавалась полная картина страны, без знакомых уху русских голосов. Каждый пришедший в Ижевский киноклуб смог погрузиться в атмосферу Скандинавии, почувствовать все нюансы и тонкости жизни «светлого» народа, не вставая с мягкого кресла кинозала.