По прогнозам специалистов, уже к апрелю существующий «запас прочности» ветхих трамвайных вагонов будет исчерпан и количество трамваев, ежедневно выходящих на линию, из-за постоянных поломок начнет сокращаться. Ремонтировать вагоны будет просто некому. Ремонтники, оставшиеся поддерживать повседневную жизнедеятельность предприятия, сейчас занимаются в основном предрейсовой подготовкой трамваев перед выходом из депо. По оценкам одного из служащих «ИжГЭТ», в трамвайном депо №1 продолжают работу лишь около 10 процентов слесарей от их обычного состава, в трамвайном депо №2 – не более 30 процентов. Общая численность работников «ИжГЭТ», отправленных в ЧАО, колеблется в пределах от 450 до 550 человек, утверждает источник на предприятии.


Незапланированный февральский отпуск свалился работникам «ИжГЭТ» как снег на голову. Заранее о нем никого не предупреждали, однако первый «тревожный звонок» прозвенел еще в середине февраля, когда руководитель трамвайного депо №2 Николай Чевплянский на встрече с коллективом депо заговорил о тяжелом финансовом положении предприятия.


Как передают очевидцы этой встречи, Николай Чевплянский назвал общую сумму задолженности муниципального предприятия перед поставщиками – по его словам, сегодня она составляет в общей сложности около 200 млн рублей. Большая часть этой суммы приходится на электроэнергию, остальное – на поставки комплектующих и расходных материалов.


Говорил г-н Чевплянский и о причинах быстрого роста кредиторской задолженности. По его словам, тяжелый удар по бюджету «ИжГЭТ» нанесла прошлогодняя реконструкция трамвайных путей по ул. Гагарина, а также строительство новой троллейбусной ветки по улице 10 лет Октября, где 25 августа 2010 года был торжественно запущен укороченный 5-й маршрут троллейбуса.


К слову, объявление «ИжГЭТ» о закрытии этого маршрута оказалось куда более скромным: со следующего четверга, 10 марта, троллейбус-«пятерка» перестанет выходить на линию «в связи с недоукомплектованностью водителями». Таким образом, маршрут, для которого на участке протяженностью около 3,5 км заново тянули провода (как заявил в те дни бывший директор МУП «ИжГЭТ» Игорь Гликман, строительства контактной сети такого масштаба в Ижевске не было последние 10 лет), просуществовал всего лишь чуть более полугода. Долги остались: как говорят на самом предприятии, долгое время там надеялись на финансовую помощь из бюджета Ижевска, но пока никаких позитивных сдвигов здесь не было замечено.


Работники «ИжГЭТ», отправленные в частично оплачиваемые отпуска, теперь будут получать на руки половину месячного оклада. Для слесарей-ремонтников это от 3 до 5 тысяч рублей в месяц, сообщил собеседник «Д». До 22 февраля их зарплата составляла около 14 тыс. рублей в месяц (вместе с премией и надбавкой за выслугу лет). Поэтому нет ничего удивительного в том, что уже к исходу первой недели простоя среди вынужденных отпускников начались разговоры, весьма нелицеприятные для руководства предприятия, города и Удмуртии в целом. Наконец, в начале текущей недели была создана инициативная группа, взявшая на себя подготовку требований коллектива «ИжГЭТ2» к директору Андрею Батову и главе Администрации г. Ижевска Денису Агашину. Предполагается, что эти требования будут выдвинуты и включены в резолюцию акции протеста 19 марта на Центральной площади Ижевска, готовящейся под лозунгом «Запретить «Единую Россию!».


Что касается дальнейшего функционирования МУП «ИжГЭТ», то здесь пока не видно никаких перспектив. На сегодня ежедневный суммарный выпуск трамваев из обоих депо Ижевска составляет 88 вагонов.


Каждый из этих трамваев в соответствии с существующими нормами должен становиться на плановый ремонт после 6 тыс. километров пробега – по словам собеседника «Д», на деле вагоны, среди которых есть настоящие ветераны трамвайной службы, редко проходят более половины этого пути до первой серьезной поломки. Учитывая, что 6 тыс. километров трамвай наматывает в среднем за 6-7 месяцев, нетрудно подсчитать, что уже в апреле-мае без ремонтников, распущенных в отпуска, подвижной состав «ИжГЭТ» начнет «сыпаться». На сегодняшний день объявленный срок ЧАО для слесарей-ремонтников – до 1 апреля 2011 года. Однако многие на предприятии почти не сомневаются, что новое руководство «ИжГЭТ» его продлит.