Раньше, если городскому начальству требовалось протащить через процедуру слушаний непопулярное или сомнительное решение, делалось это так. Во-первых, глава администрации Ижевска назначал дату; во-вторых, управления администрации Ижевска спускали директорам ижевских школ и больниц разнарядки на привлечение «массовки» из числа своих подчиненных; в-третьих, пришедшие на слушания чиновники, учителя и врачи, которым за «поднятие руки» полагались мелкие поощрения по месту работы, единодушно голосовали в поддержку предложенного проекта.


Это касалось наиболее важных вопросов, по которым Гордуме Ижевска приходилось принимать решения, и в первую очередь – публичных слушаний по бюджету Ижевска на очередной финансовый год. В 2009 году бюджетные слушания обернулись крупным скандалом: «против» предложенного администрацией города проекта бюджета проголосовали несколько сотен ижевских пенсионеров, лишенных льготного проезда в общественном транспорте, но Гордума Ижевска проигнорировала этот протест. Именно тогда стало очевидным, что вопрос о роли публичных слушаний разводит горожан и чиновников по разные стороны баррикад. Для рядовых ижевчан он был последней надеждой хоть как-то повлиять на решения, которые готовят администрация и Гордума. Для чиновников и депутатов – лишь препятствием в их «внутренних» делах, которое нельзя устранить, но можно административными методами превратить в пустую формальность.


В этом контексте из 42 поправок в положение о порядке проведения публичных слушаний, внесенных на рассмотрение в Гордуму, особое значение имеют 9 пунктов. Рассмотрим их подробнее – здесь есть немало интересного.


Итак, раздел 2.9. Прежняя редакция: «Участники публичных слушаний в обязательном порядке регистрируются перед началом публичных слушаний в регистрационном листе». Точка. Новая редакция: «Перед началом публичных слушаний организатор… организует регистрацию участников. С момента начала проведения публичных слушаний регистрация участников заканчивается. Лица, не зарегистрированные до начала проведения публичных слушаний, в помещение… не допускаются».


Оставим в стороне тот факт, что городские чиновники почему-то считают себя круче федеральных судей - те, конечно, опозданий не любят, но в соответствии с процессуальным законодательством не имеют оснований для подобных суровых мер. Важно другое: к примеру, на скандальных бюджетных слушаниях 2009 года «массовка» чиновников была зарегистрирована и рассажена в зале заранее, а пришедших по своей инициативе граждан уже за полчаса до начала слушаний встречали лишь закрытые двери и опустевшие столы регистрации. Между тем запрет на «опоздание» теперь появился, а требования к организатору при регистрации так и не были оговорены.


Также необъяснимым образом из пункта 2.13 исчезло право участников на видеозапись хода слушаний (оставлено право на аудиозапись), как будто бы депутаты Гордумы могут запретить съемку в общественном месте. Но самой великолепной правке подвергся пункт 2.10 положения. В прежней редакции значилось следующее: «Все желающие выступить в прениях берут слово только с разрешения организатора публичных слушаний. Выступления в прениях не могут превышать 5 минут. В выступлении в прениях не может быть отказано». В соответствии с проектом поправок, внесенных в Гордуму, этот пункт утратит силу, а сами прения будут отменены! Авторы документа поясняют на голубом глазу: «В связи с тем, что… уже предусмотрено право участников публичных слушаний на выступление по обсуждаемому проекту… прений по данной теме не требуется». Поясним, что для получения «права на выступление» гражданину необходимо за день до слушаний заявить о своем желании выступить.


К тем, кто все же захочет начать на публичных слушаниях дискуссию (!), будут применяться строгие меры. «Выступление… может быть прекращено, если «за» проголосовало большинство участников публичных слушаний, - говорится в новой редакции документа. – Участники публичных слушаний, нарушающие общественный порядок, порядок проведения публичных слушаний либо иными действиями проявляющие неуважение к участникам публичных слушаний, удаляются из помещения… по решению участников публичных слушаний». Еще раз вспомним, какой контингент приводит администрация Ижевска в свою поддержку. У покорных бюджетников, пришедших на слушания по приказу директора, есть лишь одна проблема – поскорее закончить с принудиловкой и уйти, наконец, домой. Не говоря уже о том, что норма о признании человека «нарушившим общественный порядок» (ст. 20.1 КоАП РФ) путем голосования участников публичных слушаний – это прямой повод для реакции прокуратуры.


В то же время в проекте решения о поправках в порядок проведения публичных слушаний не удалось найти ни одного пункта, расширяющего права жителей Ижевска. В таком виде они только «узаконивают» фарс, в который процедура слушаний превратилась задолго до 17 февраля. По словам депутата Гордумы Ижевска от КПРФ Фанавия Нургалиева, за проект решения, вынесенный на обсуждение, депутаты проголосовали единогласно.


Официальной публикации поправок пока нет. Более того, в информационно-аналитическом управлении Гордумы нам заявили, что документы все еще находятся в думском управлении организационной работы.


Оргкомитет в лице главы аппарата Гордумы Сергея Горячкина наотрез отказался общаться с корреспондентом «Д» на эту тему, поэтому окончательного текста поправок придется ждать еще несколько дней. А пока ижевчанам стоит подумать о других способах донести свое мнение до чиновников – подлинных публичных слушаний, судя по всему, в Ижевске при этих властях уже не получится.