Улица Вадима Сивкова проходит через весь центр Ижевска, упираясь обоими концами в частный сектор. На этой улице всё ещё сохраняются одни из самых старых домов города. Непосредственно напротив Михайловского собора стоят деревянные дома 1924 года постройки. Все эти дома с началом строительного бума стали желанной добычей бизнесменов. Не потому, что предприниматели очень интересовались историей города, а потому, что земля под этими домами стоит больших денег, а если скупить все квартиры в таком доме, то землю под ним можно приватизировать. При этом квартиры скупались недорого: жильцы здесь находятся в таких сложных коммунальных условиях, что готовы переехать из полуразрушенных домов буквально куда угодно.


Квартиры в доме №202 по улице Вадима Сивкова и еще несколько домов в округе скупил один из крупнейших предпринимателей Удмуртии, член депутатской фракции «Единая Россия» в Госсовете УР Сергей Печинин. Сделки совершались от имени принадлежавшей ему фирмы «АРТ-ТЕК Иммобильяре».


Правда, как выяснилось, Сергей Эдуардович выкупил в этих домах не все квартиры, а лишь частично. Те жильцы, у которых квартиры были куплены, как рассказывают их бывшие соседи, были очень довольны.


Комнаты, как вспоминают жители, покупались по цене 82 тыс. рублей за квадратный метр. Продав Сергею Печинину разваливающуюся комнату в деревянной коммуналке, можно было приобрести однокомнатную квартиру с отделкой в новостройке.


Сделки выгодные, но продать квартиры на тех же условиях удалось не всем. Те, кто не смог выехать, остались здесь жить просто в катастрофических условиях. В полупустом доме №202 из 16 семей остались только шесть. В пустующие «печининские» комнаты начали подселяться бомжи. «Вытравить их из левого крыла было сложнее, чем клопов из матраса», - жалуется одна из жительниц Алевтина Русских. После бомжей пришли цыгане. Их выгнать, по словам жильцов, было еще сложнее - помогли только новые замки на дверях и многочисленные вызовы милиции.


Мне провели экскурсию по дому. Перед этим я прочитал акт обследования технического состояния дома, составленный ГЖУ по требованию жильцов. Надо отметить, что дом аварийным и подлежащим сносу до сих пор не признан. В акте состояние стен, кровли и других элементов конструкции оценивается как «ограниченно-работоспособное». На самом деле коробка из-под ксерокса выглядит более надежным жильем, чем этот дом сегодня. С потолков всюду отваливается штукатурка. На втором этаже пол под ванной сильно проваливается, и, очевидно, ванна может обрушиться вниз в любую минуту. В уборной обсыпались и стены, и потолок, прогнулся пол. Если кто-то помнит нашумевшую компьютерную игру-ужастик «Сайлент Хилл», то могу сказать, что интерьеры дома №202 производят более сильное впечатление, чем призрачная атмосфера знаменитой игры.


Самый впечатляющий вид был в комнате, где какое-то время жили бомжи. Штукатурки на потолке там вообще нет, в углу пустой комнаты стоит кровать с драным матрасом, по краю которой торчит множество свечных огарков. Для человека постороннего всё это напоминает логово приверженцев «темных культов». Но на самих жителей увиденное не производит столь яркого впечатления. Их главной бедой стали лопнувшие этой зимой батареи. Из-за них затопило половину дома. При этом батареи лопнули в квартирах, принадлежащих, как говорят жители, «фирме Печинина». «Мы ему звонили. Он сказал, что ничем не может нам помочь и вообще находится за городом», - рассказывает Алевтина Русских. По словам жильцов, новый собственник квартир вообще не выходит на контакт, за квартирами не следит и возникающие жилищные вопросы решать не намерен.


«Залез - делай до конца!» - лаконично сформулировал позицию жильцов один из жителей коммуналки. Для себя обитатели разваливающегося дома видят несколько выходов: либо ООО «АРТ-ТЕК Иммобильяре» должно выкупить оставшиеся квартиры, либо их должны расселить по республиканской программе «Жилище», либо, как минимум, «АРТ-ТЕК Иммобильяре» необходимо обязать следить за состоянием выкупленных помещений. «А то жить уже совершенно невозможно. Вот у нас семья после потопа из кухни в коридор переехала. Вам, наверное, удивительно такое слышать?» - говорит Алевтина Русских.


Дом-призрак


Как уверяют жильцы, их дом действительно обладает призрачными свойствами. По крайней мере, некоторые из муниципальных органов были удивлены, что по адресу: ул. Вадима Сивкова, 202 всё еще кто-то проживает. «Когда нас прорвало, мы позвонили в МЧС. Нам сказали, что нашего дома просто нет. Что, интересно, мы должны были сказать? Извините, мы, значит, ошиблись: раз нашего дома нет, в нем никак не могло прорвать батареи?» - возмущается жительница дома Татьяна Сафина. «Когда мы в ГЖУ последний раз обращались, там тоже сказали, что, мол, вашего дома не существует, на каком, мол, основании вы там живете и прописаны? А кому деньги, интересно, платим?» - спрашивает Алевтина Русских.


Жильцы пытались даже обращаться в прокуратуру, заявляя, что «АРТ-ТЕК Иммобильяре» нарушило жилищное законодательство. Однако прокурор Вихарев из прокуратуры Октябрьского района г. Ижевска нарушений не усмотрел. Жители в коллективной жалобе от 13 февраля 2009 года указывали, что из городского бюджета фирме Сергея Печинина перечислялись средства на расселение жильцов из ветхого жилья.


По утверждению жильцов, договоры по расселению, которые «АРТ-ТЕК Иммобильяре» заключало с жителями, не имеют печати и подписи, а значит, и юридической силы.

У вас нет 700 миллионов?


Мы связались с Сергеем Эдуардовичем Печининым, который в категоричной форме опроверг обвинения жильцов в свой адрес. По словам депутата-предпринимателя, Администрация г. Ижевска никаких денег на расселение жителей из ветхого жилья ему не перечисляла и даже, наоборот, «всячески мешала работать». Каким именно образом администрация города «мешала» «АРТ-ТЕК Иммобильяре», Сергей Печинин не уточнил. Он заявил, что никаких договоров без «печатей и подписей» его компания не составляла, все договоры соответствовали требованиям законодательства. «Сами посудите, как такие договоры могли где-то фигурировать?» - удивился г-н Печинин.


В том, что жильцы дома №202 по улице В. Сивкова не будут переселены в новые квартиры, Сергей Печинин считает виноватой газету «День». «Я надеюсь, что вы действительно свободная пресса и вы честно напишете у себя, что благодаря вам жители не получат квартиры еще лет двадцать», - заявил г-н Печинин. Он пояснил, что газета «День» в августе 2008 года опубликовала статью «Земля налево, земля направо», в которой сообщалось о сделке, заключённой между строительной фирмой «АРТ-ТЕК Иммобильяре» и правительством Удмуртии. Речь шла об уступке «фирме Печинина» 20,7 тысячи квадратных метров земли под жилую застройку за 69 млн рублей. Правда, платить деньги было не нужно, предприниматель должен был выделить под эти деньги площади в новой недвижимости. Продаваемый участок располагался на территории Республиканского врачебно-физкультурного диспансера Министерства здравоохранения Удмуртской Республики.


Статья в газете стала поводом для судебных разбирательств, в результате которых сделка была признана недействительной, а земельный участок вернулся в казну республики. Вина газеты «День», видимо, заключалась в том, что мы обнародовали сомнительный факт уступки чиновниками 20 тысяч квадратных метров государственной земли за смешную сумму, и ту не надо было сразу выплачивать.


«Под эту землю только проектной документации было на 75 миллионов. Прокуратура придралась к тому, что не было проведено аукциона, а когда мы составляли договор, не существовало такой обязательной нормы», - заявил Сергей Печинин, недовольный решением судов. Всего же, по его словам, за последнее время он потерял на разных проектах 790 миллионов рублей. «У вас нет 700 миллионов?» - спросил меня г-н Печинин. Я пощупал карманы, но нашёл там только пару мятых «десяток». После этого мне стало даже неудобно спрашивать, не может ли Сергей Эдуардович как-то следить за состоянием выкупленных им комнатушек, но я все же спросил. Г-н Печинин ответил, что проект «сгорел» и теперь он не знает, что делать с этой собственностью. «Обращайтесь лучше в КОМОС - они теперь этими делами занимаются», - сказал Сергей Эдуардович. Он пояснил, что больше не является главным акционером «АРТ-ТЕК Иммобильяре» и большей частью акций теперь владеет компания «удмуртского олигарха» Андрея Осколкова – группа КОМОС». «Да, еще до судов мы рассчитывали в течение короткого срока переселить всех жителей. Вы спросите, хоть кто-нибудь из тех, кого мы переселили, остался недоволен? Мы каждому показывали квартиры, ездили с ними», - говорит Сергей Печинин.


Проект сгорел, а жители остались


В итоге вопрос, как быть жильцам, оставшимся в разрушающемся доме №202, остался неразрешенным. Ни предприниматели, ни прокуратура не собираются заниматься их проблемой. Некоторые чиновники даже утверждают, что этого дома и вовсе не существует. «Мы знаете, чего боимся? Что потолок на нас упадет. За детей очень боимся. Ведь дом на глазах рушится», - жаловалась мне Алевтина Русских, тряся в руках стопку писем к разным чиновникам с теми же самыми словами. Ответов на них нет…