Обращает внимание колоссальная работа, проделанная газовиками по печати и рассылке бланков в сотни тысяч ижевских квартир и домохозяйств – потребителей бытового газа. Типографским способом отпечатана лишь лицевая сторона бланка, на обратной стороне организаторам рассылки пришлось дополнительно впечатывать персональные данные каждого гражданина, по каждому лицевому счёту и адресу. Газовикам это мероприятие уже, видимо, влетело в копеечку, а если допустить, что все получившие бланки ижевчане вдруг и в самом бы деле решили их подписать и отослать обратно по указанному адресу: ул. Серова, 79, то работа 35-го почтового отделения, наверное, была бы парализована. Зато головная структура почтовиков заработала бы только на конвертах и марках миллиона два-три.


И всё это ради того, чтобы граждане поставили свои подписи под громоздким предложением, смысл которого в даче согласия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» обрабатывать их персональные данные в рамках договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд.


На обратной стороне «Согласия…» газовики поясняют, что это требование российского законодательства, просят «с пониманием отнестись», собственноручно подписать и передать оригинал в ближайший абонентский участок (адреса не указаны) или отправить по почте. При этом текст «Согласия» завершается фразой, которую некоторые граждане расценили как угрозу, – «Отзыв данного согласия возможен только одновременно с расторжением договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд».


Не стоит ломать голову, пытаясь «вычислить» какую-нибудь очередную аферу с целью еще разок «развести» обывателей на деньги. Подвоха здесь нет – есть бессмысленная (ведь вряд ли удастся собрать назад хотя бы половину бланков) попытка соответствовать «бестолковому» для нашей страны закону. Как удалось выяснить в Сети, федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года – один из самых «хромых» в и без того несовершенном правовом пространстве современной России. На сайте Института проблем предпринимательства читаем: «Основной целью принятия данного закона явилась необходимость устранения определенных барьеров в торговле со странами Евросоюза. Согласно Директиве 95/46/ЕС Евросоюза персональные данные могут передаваться только в страны, обеспечивающие такой же уровень защиты, как и в Европе. Россия присоединилась к Европейской Конвенции 1981 года «О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных».


Закон, принятый в 2006 году с отсрочкой вступления в силу на 180 дней с момента его публикации, должен был начать действовать с 1 января 2010 года. Затем операторам персональных данных дали дополнительный год на приведение информационных систем в соответствие с его требованиями. Но в конце декабря прошлого года Президент РФ назначил новый срок вступления в силу закона «О персональных данных» - 1 июля 2011 года. На этом, однако, «кантовать» закон дальше не перестали – на сайте Вебпланета (http://www.webplanet.ru/news/law/2010/12/09/personal.html) читаем: «Госдума отсрочила ввод в действие закона «О персональных данных», сообщает «РИА Новости». Закон заработает на год позже установленного ранее срока, в 2012 году.


Причины отсрочки – неготовность организаций, особенно мелких, выполнять этот закон. Кроме того, высок риск коррупции. Закон отправят на доработку. Это далеко не первый дедлайн, документ обсуждается в течение последних нескольких лет. И несмотря на то, что закон еще не вступил в силу, кое-где его уже начали применять – как минимум в тех случаях, когда нет желания обнародовать те или иные сведения.


Например, сотрудники ГИБДД отказались публиковать в Интернете информацию о штрафах.


Закон не нравится бизнесу, правоохранителям, коммунальщикам.


«Проверка на соответствие требованиям (Прим. - закона о персональных данных) будет хуже проверки на пожарную безопасность, поскольку речь идет о гораздо более сложных системах», - заявил газете «Коммерсант» Юрий Домбровский, президент АРОС (Ассоциация региональных операторов связи). По его мнению, на создание системы, соответствующей требованиям закона, каждому оператору понадобится свыше $1 млн - при том, что у компаний внедрены собственные, «очень надежные» системы.


Обыватель, как правило, вообще о 152-м федеральном законе ничего не знает и о сохранении своих «персональных данных» особо не печётся. Да и зачем, если известно, что любые базы персональных данных можно купить, а в Сети есть сайты, где можно многое узнать буквально о любом из нас. Да и скрывать рядовому гражданину особо нечего – нет у него ни парка иномарок, ни угодий в Подмосковье. А бедность не спрячешь.


Хорошо помню, когда я впервые услышала об этом законе – мы с активистами домового комитета пытались получить информацию о жителях нашего многоквартирного дома. В коммунальном отделе районной администрации на нас строго посмотрели и отказали, сославшись на закон о персональных данных. На том же основании сейчас активисту «Домкомов» Григорию Ленкову ГЖУ отказывается предоставить бюллетени заочного голосования, на основании которых он якобы был отстранен от обязанностей уполномоченного представителя собственников (Прим. - Ленков утверждает, что протокол является фальсификацией, а бюллетени – подлогом).


Так что же такое персональные данные? Это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ст. 3 закона «О персональных данных»).


Одним из самых неприятных для организаций, осуществляющих сбор и обработку персональных данных, является требование статьи 6 закона о необходимости получить согласие субъекта на их обработку. Пункт 1 статьи 9 гласит: «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе… Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных».


В пункте 3 статьи 9 закона написано: «Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора».


Вот и получается, что ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» действительно готовится к исполнению закона, предлагая нам расписаться в «Согласии». Но у большинства граждан не без оснований сложился четкий негативный стереотип ожиданий – от государства добра не жди. Особенно это относится к старшему поколению. От них только «откусывают» - от пенсий, от пособий, через рост цен и тарифов, в том числе и за потребление природного газа. Напомню, что в 2009 году газовики четырежды в течение года подняли свои расценки, «переплюнув» тем самым всех остальных поставщиков, которые подняли тарифы только один раз, в январе. Не столько персональные данные наши, а кошелек нам надо оберегать с удвоенной энергией.


Так надо ли посылать в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» найденный в почтовом ящике бланк «Согласия»? Как хотите. Разговаривая со своими знакомыми, я убедилась, что настрой скорее отрицательный. Выполнят ли в этом случае газовики свою скрытую угрозу – разорвать договор (этот документ имеет качество публичной оферты, ведь большинство из нас ни с какой структурой ничего не подписывало, договоров не читало)? Думаю, вряд ли. Каким это образом газовики станут блокировать, скажем, 50 из 80 квартир в одном многоквартирном доме? Здесь уместно привести известный афоризм: «Строгость российских законов умеряется необязательностью их исполнения». Тем более что примеры правового нигилизма сплошь и рядом подает сама власть. Дописав этот текст, решила ещё разок позвонить по указанному газовиками телефону, однако номер, данный для справок, по-прежнему оказался занят. Видимо, это сейчас у них надолго…