Слухи о «качестве» автомобилей ижевской скорой помощи давно гуляли за пределами республики. В 2008 году в программе «Максимум» даже вышел сюжет на эту тему. Многим жителям города наверняка прих одилось сталкиваться с этим чудом механики, называемым в народе «буханка». Естественно, возникают мысли, когда же городские власти начнут решать вопросы обновления автопарка.


Аренда вместо обновления


В конце января на сайте zakupki.gov.ru была опубликована информация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание транспортных услуг для муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска с 14 марта 2011 г. по 1 января 2012 года. Максимальная сумма контракта составила 100 млн 255,9 тыс. рублей. Возникает вопрос, почему на 69 автомобилей скорой помощи выделяется такая внушительная сумма, и вовсе не для их приобретения, а только для того, чтобы взять в аренду?


За 9,5 месяца аренда одного автомобиля обойдется городской казне практически в 1,5 миллиона рублей.


Разговор с главврачом


«Это же не просто аренда автомобиля, это оказание транспортных услуг, то есть в эту стоимость входят и расходы на ГСМ, и обученный водитель», - прокомментировал по телефону ситуацию Олег Прузан, главный врач МУЗ ССМП (муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи»). На вопрос, не дешевле ли держать собственный парк автомобилей скорой помощи, Олег Иванович ответил, что, «к сожалению, у нас на данный момент не предусмотрены ставки для водителей и для персонала, обслуживающего автомобили, поэтому пока это невозможно, хотя разговоры о собственном автопарке, конечно, ведутся, но решения со стороны администрации пока по этому поводу никакого нет». «Денежные средства поступают из бюджета Ижевска, так как в соответствии с законом «скорая помощь» находится в ведении муниципалитета. На данный момент основным поставщиком машин скорой помощи является «Медавтотранс», - сообщил в ходе телефонного разговора главный врач Олег Прузан.


Младший брат


Как выяснилось, до 31 декабря 2008 года ОАО «Медавтотранс» имело другую правовую форму и другое название - ГУП «Автобаза Минздрава УР». С 2009 года автобаза Минздрава превратилась в ОАО «Медавтотранс». На данный момент все 100 процентов акций этого предприятия принадлежат Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений УР. Кому и для чего понадобилась такая рокировка? «Я не знаю, для чего была проведена реорганизация автобазы, эти вопросы не ко мне», - открестился по телефону от темы главврач станции скорой помощи Олег Прузан. Возможно, для того, чтобы после проведённой реорганизации генеральным директором ОАО «Медавтотранс» стал младший брат Дениса Агашина (в то время министра транспорта в правительстве Удмуртии) Максим Агашин. Стоит ли упоминать о том, что большую часть тендеров на аренду автомобилей скорой помощи с 2009 года выигрывало именно ОАО «Медавтотранс»? Так, например, в аукционе на аренду автомобилей на 2-й квартал 2009 года по трем лотам из пяти одержала победу компания ОАО «Медавтотранс». Еще один лот выиграла фирма под названием ООО «Феникс-Удмуртия». Но обязательств своих не исполнила, и четвертый лот также был передан «Медавтотрансу».


Подсчеты, просчеты…


Несмотря на, казалось бы, выгодные тендеры - станция скорой помощи арендует автомобили по 1 млн 542,4 тыс. рублей за штуку в год (а именно такая сумма получается в 2011 году, если разделить сумму тендера на 69 автомобилей), прибыли ОАО «Медавтотранс» не впечатляют. Чистая прибыль предприятия в 2009 году составляла около 4 млн рублей при выручке порядка 80 миллионов. Главврач Олег Прузан действительно прав: в эту сумму входят и затраты на труд водителей, и расходы на ГСМ. Поэтому стоит попробовать подсчитать так называемую чистую аренду автомобиля скорой помощи.


Чтобы не ошибиться в подсчетах, посмотрим, сколько тратит на эти цели ОАО «Медавтотранс». В конце прошлого года это предприятие оказалось в центре скандала, из-за того что водители решили объявить забастовку. История с подготовкой забастовки даже была отражена в одной из публикаций в газете «День». Благодаря данному инциденту стал известен базовый тариф для водителей ОАО «Медавтотранс», установленный тогда на уровне 28 руб. 20 коп. в час. Судя по аукциону, согласно которому станция скорой помощи планирует арендовать в 2011 году 69 машин, общее количество часов эксплуатации транспортных средств в период действия контракта составит 361,674 часа. Значит, в этом году, если ставка не изменится, на оплату водителей ОАО «Медавтотранс» потратит порядка 10 млн рублей. Плюс примерно 3 млн руб. налогов с зарплат водителей. Сложно подсчитать, сколько средств потребуется на ГСМ, однако в строке расходов на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья, иных оборотных активов в годовом отчете за 2009 год о движении денежных средств ОАО «Медавтотранс» указана сумма 23 млн рублей - это за год. Представим, что за 9,5 месяца 2011 года на ГСМ, запчасти и прочие расходы уйдет такая же сумма (инфляция все же). Итого, 36 млн рублей тратится на оплату труда водителей и ГСМ. Еще порядка 3 млн рублей на помывку автомобилей (20 автомобилей в день по 500 рублей за авто по ценам прошлого года). И расходы на обслуживающий персонал, который ремонтирует автомобили, - дадим им еще 10 миллионов (за глаза). Плюс ещё 3 млн руб. - отчисления с их заработной платы. Получается, общие расходы составят 52 млн рублей на обслуживание 69 машин за девять с половиной месяцев. Сумма тендера же, напомним, составляет 100 млн 255,9 тыс. рублей. То есть за 9,5 месяца чистый доход от аренды 69 автомобилей скорой помощи (марки «ГАЗель») даст «Медавтотрансу» порядка 48 млн рублей, или 695,7 тыс. рублей за один автомобиль.


Расходы на место для стоянки автомобиля, расходы на электроэнергию составляют незначительную долю от общих затрат на содержание автомобиля, потому их даже не стоит учитывать. Конечно, каждый пункт из этих расчетов можно оспорить, но, думаю, с одним можно согласиться: содержание собственного автопарка автомобилей скорой помощи для Ижевска куда выгодней, чем аренда их у «братской» компании ОАО «Медавтотранс». «Объем выделенных средств для аренды автомобилей я не подсчитываю, этим занимаются экономисты, поэтому ничего сказать не могу», - ответил мне по поводу всей этой «арифметики» главврач станции скорой помощи Олег Пузан.


Итого


Неясно, почему городские власти не спешат «оптимизировать» (как они это любят делать в других случаях) значительную строку расходов. Бюджет Ижевска в 2010 году, например, был около 7 миллиардов рублей при дефиците порядка 500 млн рублей, и лишних десятков миллионов здесь нет. Несмотря на огромную рентабельность для ОАО «Медавтотранс» сдачи в аренду автомобилей скорой помощи, те же десятки миллионов рублей «растворяются», теряясь в расходах и оставляя лишь небольшую прибыль данному предприятию со 100-процентным участием государства. Может быть, всё дело в том, что для братьев Дениса и Максима Агашиных деньги не главное. Главное – это семья.


При написании статьи были использованы материалы, находящиеся в открытом доступе на сайте ОАО «Медавтотранс»: http://www.medavtotrans.ru/