С точки зрения выгод от «особого положения» для органов местного самоуправления, если эти органы ориентированы на благоустройство территории на пользу здешнего населения, ситуация могла бы быть вполне удовлетворительной – вместе с застройщиками сюда придут средства на развитие социальной сферы. Но если разрешительно-согласительные функции местной власти использовать лишь как полосатый жезл инспектора ГИБДД, тогда сам поселок и нужды его жителей уходят на дальний план, а само поселение превращается в «заплатку», пришитую к пригородным коттеджам для VIP-персон.


Что получилось с Октябрьским? Почти три года назад, в марте 2008 года, по приглашению депутатов, находившихся в оппозиции бывшей теперь главе района Галине Баталовой, я присутствовала на сессии совета, где вопреки воле Баталовой не была избрана её кандидатура на пост главы посёлка. Новой главой стала учительница сельской школы Елена Урмацких. Это тоже был компромисс, поскольку ни у сторонников Галины Баталовой, ни у оппозиции ей не сложилось решительного перевеса в голосах. Сессия шла тяжело, скандально, с угрозами в адрес «непослушных». И легкого будущего Галина Васильевна «октябрятам» тогда не обещала. Прошло почти три года. И, к сожалению, как считает сельский депутат Сергей Чернов, из «компромисса» ничего хорошего не получилась - глава поселения Елена Урмацких не захотела конфликтовать с районным начальством.


Доходы поселения не велики - всего 3-4 миллиона рублей, но, как рассказывает Сергей Чернов, рассмотрение проектов бюджета стало «камнем преткновения» внутри поселкового совета. Бюджет на 2009 год был утвержден лишь летом 2010 года, бюджет на 2010 год не утвержден до сих пор. Поселок живет из расчёта 1/12 годовых затрат в месяц. Здесь депутат Чернов вменяет в вину главе поселения, что та не возражала против финансирования из поселкового бюджета учреждений, учредителем которых являются районные власти, то есть содержать их обязаны из районной казны. По мнению депутата, таким образом порядка трёх миллионов ушли в 2008-2009 гг. не по целевому назначению.


Второй пункт непреодолимых разногласий – это поправки в Устав. Прокуратура района внесла по поводу данного документа два представления. Одно касается наделения главы льготами, в частности, семнадцатью дополнительными днями к отпуску, медицинским обслуживанием для членов семьи и т.д. Депутаты считают, что дополнительные льготы глава не заслужила. Второе представление прописывает порядок отстранения главы муниципального образования от должности – принятию его препятствует Елена Урмацких. Главный возмутитель спокойствия Сергей Чернов за три года, по его словам, написал на имя главы 43 депутатских запроса, но Елена Урмацких отвечает на них нерегулярно и не в полном объеме, на что депутат неоднократно указывал прокуратуре района. «Не предоставляются протоколы сессий, другие документы», - утверждает депутат, доказывая свою правоту.


О том, что творится с «коммуналкой» в посёлке Октябрьский, рассказал житель поселка Леонид Протасов. Осенью прошлого года три недели вода беспрепятственно вытекала из бреши в водопроводе, прежде чем удалось заставить главу обратить внимание на затопленные подвалы домов и гаражей. «Непробиваемые» мусоропроводы в 9-этажных домах. Конечно, это, в первую очередь, дело управляющей компании. Но если она «лежит на боку», глава поселка должна реагировать на жалобы населения.


По мнению Сергея Чернова, глава поселения не в состоянии дисциплинировать плательщиков в бюджет. Так, на одной из сессий житель Завьяловского района и депутат райсовета Шатунов, владеющий в Октябрьском земельным участком, признал, что сам задолжал в местный бюджет за три года около 200 тысяч рублей. Земля же здесь дорогая. После того как на средства из республиканского бюджета коттеджный поселок был газифицирован, проложены водопровод, канализация, выполнено наружное освещение, участок в 10-15 соток стал стоить до трех миллионов рублей. Часть посёлка Октябрьский, так называемый юго-западный микрорайон, – это типичный коттеджный поселок «новых русских», где проживает немало представителей республиканской номенклатуры. В перспективе маячило строительство тринадцати 17-этажных домов. Такой проект группы КОМОС существует и уже выносился на публичные слушания, но, как рассказывает Сергей Чернов, благодаря активным действиям депутатов его реализация остановлена.


Значит, на решение вопросов местного значения средства можно найти. Но глава посёлка Елена Урмацких, считают оппозиционеры, не только не может, но и не хочет их искать, поскольку сразу попала в зависимое положение от районных властей. Елена Урмацких – учительница, говорит принципиальный депутат, и, заняв должность главы поселения, она не оставила своей преподавательской работы. То есть, по мнению Чернова, нарушила трудовое законодательство. Это подтвердила и инспекция труда, в ответе которой сказано, что чиновник может заниматься преподаванием в свободное от основной работы время и с разрешения работодателя, которым в данном случае выступает совет депутатов. По мнению оппозиционеров, на бездействие главы посёлка, возможно, накладывают отпечаток проблемы в семье: её взрослый сын, будучи в местах лишения свободы, не без ходатайства свыше, как считают депутаты, получил УДО (но спустя два месяца снова попал под следствие). Подозревают депутаты и жители посёлка главу и в том, что её взрослая дочь получила жилье в доме комосовского «Полесья» тоже не без договорённостей с застройщиком, в ущерб интересам жителей Октябрьского.


Глава посёлка и её сторонники отвечают оппозиционерам той же монетой. Начиная с 2009 года работа совета практически парализована. Собравшись на сессию, депутаты не имеют кворума даже для того, чтобы утвердить повестку. С сентября 2009 года, как считает депутат Чернов, глава посёлка Елена Урмацких фактически взяла курс на роспуск совета. Правовые основания для этого есть: из-за неявки главы посёлка и её сторонников были сорваны три сессии совета поселения. После чего сама же Елена Урмацких, не ставя в известность совет депутатов, подала исковое заявление в Завьяловский районный суд о признании факта непроведения в течение трёх месяцев подряд правомочного заседания совета депутатов МО «Октябрьское». Такое признание по решению суда дает основание вынести на сессию Госсовета УР проект постановления о роспуске органа местного самоуправления. Данный проект по инициативе Президента УР уже выносился в апреле минувшего года на сессию республиканских парламентариев, но депутаты его «провалили». То ли намеренно, то ли случайно так получилось. На основании кассационной жалобы Верховный суд УР отменил решение суда первой инстанции по причине того, что районный суд не выслушал депутатов в качестве «третьих лиц» по иску главы. Дело вернулось назад в Завьяловский районный суд и пошло по второму «кругу». Параллельно Чернов с коллегами попытались установить через суд факты бездействия главы посёлка, но в удовлетворении трёх исковых заявлений им было отказано. В суде интересы главы посёлка против депутатов представляют два чиновника районной администрации – начальник правового управления Константин Зимин и начальник отдела по общим вопросам Виктория Корнилова. Почему? – задается вопросом депутат Сергей Чернов. Не наняла же их Елена Урмацких как частное лицо! Тем временем три депутата поселкового совета по собственному желанию сложили свои полномочия (двое отказались от мандатов еще раньше - в марте 2008 года). Итого в посёлке осталось всего пять депутатов из десяти избранных, что сделало совет юридически неправомочным. Теперь по решению ЦИК УР в марте жители посёлка Октябрьский должны избрать новый состав поселковых депутатов, но никто сегодня не знает, погрязнет будущий совет в старых интригах или станет, наконец, полноценным органом местного самоуправления.