Снимать фильм по мотивам поэмы Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» голландский режиссер Мариус Брюижн приехал в Ижевск по совету своего друга - режиссера и оператора Андре Шредерса, ранее бывавшего в Ижевске.


Связавшись со своими ижевскими товарищами, Андре рассказал о проекте Мариуса, а далее творческие молодые люди Ижевска поддержали и развили эту идею.


Иностранцев всегда привлекала поэма в прозе «Москва - Петушки». В 1970 году Ерофеев закончил эту поэму, и она была опубликована в израильском альманахе «Ами» в 1973 году. В Союзе она, конечно, просто не могла быть опубликована в это время. В СССР поэма впервые была напечатана лишь в декабре 1988-марте 1989 гг. в журнале «Трезвость и культура». Все матерные слова в публикации были заменены точками. В 1989 году к съемкам фильма о писателе и поэме приступила BBC.


Лично я, вспоминая свои школьные уроки литературы, помню брезгливость педагога в отношении поэмы из-за обилия матерных слов. Кто знает, если бы преподавателем литературы был мужчина - отношение к Ерофееву могло быть совсем иным.


Первое, что меня удивило, - это то, каким образом молодой голландец мог заинтересоваться именно этим произведением. Тем более что читал он его в переводе с русского на голландский. Тут должна была быть глубокая заинтересованность не только в писателе, но и в нашей стране и культуре. Оказалось, что Мариус приезжал в Россию уже несколько раз. В 2004 году в течение полугода жил и работал в Кемерово. Помимо разговоров об искусстве режиссер преподал и небольшой урок истории. К 1917 году Кемеровский рудник стал одним из крупнейших промышленных и рабочих центров Томской губернии. Именно с Кемеровским рудником связана деятельность Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» - международной организации, созданной под эгидой Коминтерна для скорейшего восстановления экономики Кузбасса. Сюда приехали инженеры и рабочие из США, Голландии, Германии и других стран. Руководил колонией голландец Себальд Рутгерс. На Кемеровском руднике под руководством известного голландского архитектора Йохана Ван Лохема был построен поселок колонистов - дома с коммунальными удобствами, которые возводились с применением новых строительных материалов и передовых технологий, школа, больница. Этой темой Мариус занимался как волонтер, работал в архивах, собирал информацию. Но поскольку средствами для научного исследования не располагал, многое из задуманного реализовать не получилось. Зато, как рассказал молодой режиссер, он узнал, что такое Россия от холодной зимы до цветущей весны.


На мой вопрос, хотел бы Мариус еще раз побывать в Кемерово, он улыбнулся и ответил уклончиво: «Когда-нибудь».


Надо сказать, что сам Мариус в 2008 году закончил Академию драмы и изобразительных искусств в Голландии и является профессиональным режиссером театральных и кинопостановок. Кстати, сам часто играет различные роли в своих фильмах. Их без труда можно посмотреть в Интернете или на его личном сайте www.kwezel.nl.


За неделю пребывания в Ижевске Мариус отснял несколько ключевых сцен для фильма с участием непрофессиональных актеров – студентов ижевских вузов. Поскольку проект некоммерческий - никто никаких денег за свою работу не получал, а работал на одном воодушевлении и энтузиазме. Сцена в библиотеке, сцена в квартире, сцена в доме и сцена в бане. На одном из съемочных дней мне удалось побывать.


Мы оказались в чудесном старинном доме столетней давности в центре Ижевска. Как только я перешагнула порог дома, почувствовала себя в другом веке - в прихожей нас встречал чугунный самовар, старинная большая фотография на стене в гостиной, образа, на стенах - ружья. Вышивки в рамочках, печь в зале, большое количество цветов в горшках - монстеры, фикусы. Старинная деревянная мебель: сервант, стол, стулья, дамский столик, большое зеркало над диваном - такая обстановка располагала к тому, чтобы представить себя в длинном платье, ожидающей гостей. В такие дома обязательно должны были совершаться визиты.


Этот необыкновенный дом был выбран для съемок сцены, где главный герой смешивает всевозможные гадости, чтобы приготовить напиток «Слеза комсомолки». Главным действующим лицом этой сцены стал студент ИжГТУ Игорь Глубоковских, игравший роль Виктора. Виктор - это старый друг и бывший коллега по работе Марайна (его играет Мариус), работает в архиве, откуда герой Мариуса ушёл четыре года назад и уехал в Голландию. Герой трагический. С душевною раной. Два года он просто «спит» (пьёт по-чёрному) из-за трагедии, случившейся с его девушкой Ольгой, которая тоже работала вместе с ним в архиве. Она погибла в результате несчастного случая. Такая история. Зрителю следует обратить внимание на то, что фильм «по мотивам» книги и режиссер не ставит перед собой задачи точно следовать тексту книги Ерофеева. Хотя Мариус сам проехал по маршруту «Москва - Петушки» и сделал несколько панорамных кадров в Петушках. Он сказал, что у него не было каких-то особых ожиданий, каким должен быть этот городок, поэтому обычность и обыденность этого места были восприняты как должное.


На съемках в Ижевске все было крайне серьезно - внимание к каждой детали, заучивание текста наизусть, десятки дублей. К роли Игорь готовился, для сцены, которую снимали в библиотеке, не брился долгое время, чтобы образ вышел натуральным и живым. Получалось все достаточно живо, без стеснения. У самого Игоря от съемок остались позитивные впечатления: «Мариус очень весёлый человек, легок в общении. Особенно запомнился эпизод, который снимали в бане, я там не участвовал, наблюдал со стороны и выступал в качестве моральной поддержки. Съёмки этого эпизода затянулись, а баня была только для антуража – то есть нетопленая, поэтому было очень холодно. Мариус разделся по пояс и жутко замерз - отпаивали его водкой в перерывах между дублями, ему, похоже, понравилось».


Понравилось участвовать в съемках и другому международному дебютанту - студентке ИжГТУ Варваре. Роль Сфинкса не подразумевала полную констатацию того мифического персонажа, которого мы знаем. Это был просто образ, мистический герой, который внезапно появился и так же внезапно исчез. Его загадки настолько сложны, что оказались не под силу главному герою. Тексты загадок являются выжимкой из поэмы «Москва - Петушки». «Я не могу сказать, является ли сюжет со Сфинксом существенным или второстепенным, потому как в процессе не видишь целостности. Так что придётся ждать конечного результата, чтобы увидеть, что именно ты играл в этой картине. Эпизод со Сфинксом мы снимали в бане, весьма специфические условия. Был ужасный страх забыть свой текст, и было очень холодно. Ради искусства ещё и не такое потерпишь», - рассказала Варвара.


Наталье Боголюбской досталась эпизодическая роль секретаря библиотеки. Наталья вспоминает, что Мариус был очень внимателен к деталям. Например, его вдохновила прозрачная литровая банка, в которой стояла алая гвоздика.


Он долго снимал ее с разных ракурсов. Я спросила Мариуса, не осталось ли у него женских ролей и для меня, но, увы, женские роли разобрали сразу.


Помимо работы над фильмом у Мариуса нашлось время познакомиться с Ижевском и побыть обычным путешественником. За это время вместе со своей подругой, с которой Мариус приехал из Голландии, он посетил музей Калашникова, клуб «Квартира», побывал на рок-концерте, познакомился со многими молодыми людьми и девушками нашего города. Все это Мариус назвал «современной русской жизнью». «В Ижевске есть альтернатива рутинной жизни. Но это относится к особой группе людей, заинтересованных в искусстве. Но, я думаю, так везде», - поделился впечатлениями Мариус.


Попрощавшись с ижевской творческой командой, режиссер отправился в Казань. Затем его ждет Петербург, а уже потом домой - в Голландию. Времени осталось очень мало. В конце февраля фильм должен быть представлен публике на одном из популярных арт-фестивалей в Голландии. Жители Ижевска смогут посмотреть его в Интернете. Ну а если Мариус за него получит ещё и какой-нибудь приз, то наверняка не забудет передать привет своим ижевским друзьям.