В коридорах службы занятости сегодня идёт непримиримая борьба с коррупцией. Во всяком случае, на уровне наглядной агитации. История с незаконной выдачей пособия по безработице вскрылась благодаря самой же службе занятости населения, которая в конце марта этого года совместно с прокуратурой подала иск с требованием взыскать с работницы компании «Золотая табакерка» незаконно полученную от ГСЗН 31 тысячу рублей. Ответчиком по делу стала Светлана Котлячкова, работавшая в «Золотой табакерке» продавцом.


Способ обогащения


Прокуратура в своем исковом заявлении описала, каким образом Котлячковой удалось заполучить 31 тысячу бюджетных рублей. В исковом заявлении говорится, что Светлана пришла в службу занятости населения Октябрьского района Ижевска и сообщила, что хочет встать на учет как безработная. Однако при этом она якобы скрыла, что имеет незакрытое ИП, при наличии которого безработными не признают. Далее работники центра занятости поставили ее на учет и некоторое время выплачивали пособие. Сумма в итоге составила более 31 тысячи рублей.


С точки зрения Котлячковой


Светлана Котлячкова поведала нам совсем другую историю. По ее словам, она вовсе не хотела устраиваться на биржу труда. В марте 2009 года, когда она работала в «Золотой табакере», Алсу, один из руководителей этого предприятия, «сняла» ее с «точки» и отвезла на биржу с целью поставить там на учет. В службе занятости Светлану приняла заместитель начальника Октябрьского отдела занятости населения ГУ УР «Центр занятости населения города Ижевска» Марина Владимировна Сажина. Котлячкова сообщила ей, что у нее имеется незакрытое ИП. На это Сажина ответила, что это не имеет значения, потому что ее «никто не проверяет». После этого Котлячкова была оформлена как безработная. При этом г-жа Сажина из всех документов потребовала от Котлячковой только серию и номер паспорта, в то время как для получения статуса безработного требуется целый пакет документов.


Начали копать


Светлана Котлячкова работала на точке в «Золотой табакерке» вместе со своей матерью Пельц Любовью Михайловной. За год до начала судебных разбирательств Пельц задержали зарплату. Алсу (Прим. - отчество и фамилию этой женщины узнать не удалось) попросила ее принести выписку с банковского счета. Тут и выяснилось, что согласно выписке средства на счет поступали от Центра занятости населения. В частности, Любовь Пельц получала пособие по безработице и материальную поддержку, составлявшие в сумме половину её заработной платы. Тем временем Пельц никогда не обращалась в службу занятости в поисках работы.


Знакомый адвокат Любовь Михайловны посоветовал сделать аудиозапись, в которой Алсу объяснила бы, как ей удалось поставить Пельц на учет без ее согласия. Эта аудиозапись имеется в распоряжении редакции. «Мы сказали, что ты работаешь без выходных», - отвечает Алсу на вопрос Пельц, каким образом она была признана безработной. При этом Алсу утверждает, что вся эта схема полностью легальная.


Ответные меры


Узнав о том, что служба занятости намерена взыскать с дочери 31 тысячу рублей, Любовь Михайловна предприняла ответные действия. Она написала обращение к депутату Городской думы Ижевска Василию Крюкову, который, в свою очередь, обратился к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. В жалобе женщина заявила, что по такой же незаконной схеме деньги получает большинство продавцов «Золотой табакерки», поэтому следует либо взыскать эти средства со всех, либо снять претензии с ее дочери. Пройдя через несколько инстанций, заявление Пельц спустилось в ОБЭП Октябрьского района Ижевска, где, наконец, начали расследование. Пельц и ее дочь вызвали на дачу показаний. На этом допросе корреспонденту «Д» случайно удалось поприсутствовать. Поняв, что случился прокол, следователь Подшивалов попытался договориться, и редакция взяла обязательство «придержать» материал первые две недели, чтобы не мешать следствию.


Через месяц я позвонил в Октябрьский ОБЭП. Оказалось, что дело находится в плачевном состоянии. Алсу, которая руководила всеми незаконными постановками на учет, «не могут найти». Со стороны Центра занятости населения, как объяснил следователь, подозреваемые будут, но, правда, все сотрудники, которые могут стать подозреваемыми, оттуда уже уволились. В частности, уволилась по собственному желанию заместитель начальника Октябрьского отдела занятости населения ГУ УР «Центр занятости населения города Ижевска» Марина Сажина. Следствие продлено еще на месяц.


Правда, один серьезный результат у этого расследования есть. Как передала Пельц, следователь Елена Дубовикова в телефонном разговоре сообщила ей, что уже выявлено 45 человек, работавших в «Золотой табакерке» и получавших незаконное вознаграждение из центра занятости.


Эта цифра дает возможность оценить масштабы аферы. В месяц 45 человек получали незаконно из федерального бюджета порядка 250 тысяч рублей. Здесь важно отметить, что любой гражданин, состоящий на учете в службе занятости, обязан довольно часто являться на прием к специалистам для отметки, что работу он искал, но не нашел. Пельц о том, что она была безработной, не знала и считает, что точно так же об этом не знали и другие работники «Золотой табакерки». В таком случае в службе занятости действовал целый «заводик» по подделке подписей: сотрудникам центра приходилось «рисовать» по 45 подписей ежемесячно. Поддельность подписей Светланы Котлячковой доказать уже удалось. То, что были подделаны подписи самой Пельц, пока не доказано. «Они проводят уже не первую экспертизу. Первый раз взяли образцы подписей. Потом попросили принести несколько документов с моими подписями дополнительно. Говорят, «фифти-фифти», - сообщила мне Пельц. Также она добавила, что, по ее мнению, 45 человек - это не все, кто был вовлечен в эту коррупционную схему.


Длительность


Чтобы выяснить, как долго продолжались выплаты «Золотой табакерке», я отправился в Управление Государственной службы занятости Удмуртской Республики. Напротив кабинета начальника управления Юрия Брусянского порадовал антикоррупционный стенд со всяческими памятками на тему, как бороться с коррупцией. Правда, сам г-н Брусянский оказался на выезде. С ним хотелось поговорить по той причине, что в ответ на жалобу Пельц ей пришел любопытный ответ за подписью Юрия Брусянского. В этом письме сообщалось, что после проверки сотрудниц (которым сейчас грозит уголовное преследование) их пытались привлечь к дисциплинарной ответственности, но не смогли - нормативные сроки для этого к тому времени истекли, поэтому их (!) «лишили премии по зарплате». Надо полагать, что это довольно мягкое наказание для людей, занимавшихся растратой государственных средств как минимум на четверть миллиона рублей в месяц.


Вместо Юрия Брусянского меня приняла его заместитель, а также по совместительству глава внутреннего антикоррупционного комитета управления Лариса Вершинина. В кабинет к ней, как ни странно, удалось попасть безо всякой записи и волокиты, и на вопросы заместительница отвечала совершенно открыто и подробно. Такой прием в управлении при нынешних порядках в чиновнической среде меня приятно удивил.


Лариса Владимировна сообщила, что о незаконной схеме управлению стало известно после обращения Пельц. То есть после 30 июля 2010 года. Тут же была проведена проверка. «Оказалось, что с документами у этой фирмы все очень сложно, они оказались то ли потерянными, то ли еще как-то утраченными, но предоставить их отказались. Кроме того, выяснилось, что вместо нее создана уже какая-то другая фирма с теми же владельцами», - сообщила Лариса Вершинина. Она добавила, что с точки зрения законности претензий к работникам Центра занятости сначала не возникало. «Мы не следователи, чтобы проводить экспертизу подписей. А от Сажиной мы получили объяснение, что Пельц лично была у нее на приеме. Документы с подписями Пельц все имелись», - сказала Лариса Вершинина.


С фирмой, которая унаследовала «Золотую табакерку» от ООО ТПФ «Энергостроитель» (название фирмы неизвестно, но на некоторых точках чеки отбивают на некое ИП Наговицын), все отношения были разорваны. Никакие стипендии, по словам Вершининой, больше не предоставлялись. Если прикинуть сумму ущерба, то получается, что схема работала, по крайней мере, с апреля 2008 года, когда Пельц начала работать на «Энергостроитель», до августа 2010-го, когда проводилась проверка. Это два с лишним года. Если будет доказано, что 45 работников «Золотой табакерки» все это время получали незаконные субсидии и материальную поддержку от Центра занятости, то ущерб посчитать несложно. Он составляет более шести миллионов рублей.


Сколько таких историй?


Во время одной из наших встреч Пельц рассказала, что, когда она увольнялась из «Золотой табакерки», на ее место пришла Елена Мешкорудникова, работавшая ранее в какой-то фирме помощником бухгалтера. Елена, по словам Пельц, говорила, что с предыдущего места работы она ушла, потому что там начали проворачивать такую же схему с незаконным устройством на биржу труда работников предприятия. Правда, в телефонном разговоре с корреспондентом «Д» Елена все отрицала. Заявила, что не знает о существовании каких-либо коррупционных схем на предыдущем месте работы. Назвать организацию, в которой она работала до этого, Елена тоже отказалась.