В добровольном стремлении к информационной открытости чиновники Удмуртии замечены не были. Однако федеральные власти с приходом «перестроечного» президента Дмитрия Медведева потребовали от региональных чиновников, как писали на плакатах 80-х годов, «ускорения, демократизации, гласности». И пришлось как-то выкручиваться.


В Удмуртии, как и во многих других регионах, этим летом был создан отдельный орган исполнительной власти, призванный сделать деятельность нашего правительства более прозрачной. Называется он Министерство информатизации и связи. В народе его уже в первые месяцы прозвали «министерством информатики» по сходству с «уроками информатики», которые проходят в школе, намекая на профессиональный уровень работников министерства. Особенно всех удивило, что главой министерства и по совместительству вице-премьером Правительства УР стал ещё один выходец из Чепецкого управления строительства Владимир Перешеин, бывший глава Глазова, который ради должности в столице Удмуртии досрочно покинул свой пост в северной столице республики.


Владимир Юрьевич Перешеин относится к «совковому» поколению управленцев. По образованию он инженер-строитель и всю жизнь проработал на ЧУС, став в итоге генеральным директором этого предприятия. В 1999 году он возглавляет Глазов. Полномочия мэра города он сложил с себя досрочно 11 июня этого года. Впечатление от его нового назначения было однозначное: человеку нашли место до пенсии на непыльной, но очень статусной должности.


Удивительное рядом, но оно запрещено


Что мог сделать человек советской закалки в области строительства информационно открытого общества? Одним из первых шагов министерства Владимира Юрьевича была покупка сейфа, несгораемого шкафа и неудавшаяся попытка покупки электронной системы SecretNet 5.1. С сейфами все понятно, а SecretNet - это один из основных продуктов ГК «Информзащита», предназначенный для предотвращения несанкционированного доступа к серверам, для шифрования данных и для обеспечения в случае необходимости «гарантированного» удаления информации путем ее многократного затирания. То есть первым делом Владимир Юрьевич стал заботиться не об открытости, а, наоборот, о защите информации от посторонних. Стоит отметить, что ни об одном случае хакерской атаки на сервера правительства республики и органов местного самоуправления до сих пор неизвестно. Однако приоритеты советского человека понятны: в этом вопросе лучше «перебдеть», чем «недобдеть».


Э-э-э… есть телефона позвонить?


Почему не состоялась покупка SecretNet, на сайте госзакупок не указано. При этом это не единственная отмененная закупка. 29 ноября по неизвестным причинам была отменена закупка сотовых телефонов на 200 тысяч рублей. Всего предполагалось купить девять телефонов. Среди них, например, Nokia N8. Эта модель обладает видеокамерой в 12 мегапикселей, функцией определения лиц, датчиком приближения и другими «фишками», делающими телефон «крутым» в понятиях учеников старших классов и студентов. Зачем этот и другие телефоны понадобились Министерству связи, совершенно неясно. А главное, неужели покупка сотовых телефонов за деньги бюджетников – это вопрос первой необходимости.


Однако не все странные закупки были отменены. Так, неудавшуюся закупку девяти новомодных телефонов Минсвязи скомпенсировало покупкой трех телефонов-компьютеров Apple IPhone 4. Для ижевской молодежи этот телефон является заоблачной мечтой – мало кто может его себе позволить. Стоимость одного такого аппарата для министерства составила 39 тысяч рублей. Эти телефоны оснащены уже не только датчиками приближения, но и, к примеру, возможностью снимать высококачественное видео формата HD, а также имеют такую экзотическую функцию, как «фокус касание». Официальной информации о цели закупки найти не удалось. По неофициальным данным, чиновники Минсвязи якобы собираются тестировать на этих супертелефонах какие-то программы.


У жителей города покупка под Новый год трех сверхдорогих телефонов вызвала однозначно негативную реакцию. На ижевском форуме активно обсуждали эту закупку, сравнивая ее с похожим приобретением татарских парламентариев. Дело в том, что не так давно для Госсовета Татарстана было приобретено 100 планшетов iPad. Теперь на заседаниях парламента депутаты будут читать материалы по рассматриваемым вопросам не на бумаге, а в электронном виде. В будущем, в ходе реализации в Татарстане программы «Электронный парламент», эти устройства должны будут полностью заменить бумажные документы, упростив, таким образом, работу народным избранникам.


Покупка ста айпадов в Татарстане, где, кстати, во главе министерства стоит двадцативосьмилетний Николай Никифоров, выглядит вполне оправданной. Она решает понятные и, безусловно, актуальные задачи. Покупка же чиновниками из соседней Удмуртии трех iPadов для тестирования некоего оборудования выглядит довольно туманной. Непонятно, в частности, почему для тестирования программного обеспечения понадобилось сразу три телефона, а не один или максимум два.


Несостоявшееся интервью с Перешеиным


Всё, что говорилось на форуме о предназначении купленных Минсвязью iPadов, было только догадками. Чтобы узнать их истинное предназначение, а заодно и расспросить, чем на самом деле занимается министерство, известное пока жителям республики только покупкой дорогих сотовых телефонов, я отправился на приём к заместителю премьера и министру Перешеину.


Выяснилось, что министерство и, видимо, аппарат Перешеина как вице-премьера занимает два помещения: несколько кабинетов в Доме Правительства УР и весь третий этаж в уютном особняке «Удмуртторфа» на улице Вадима Сивкова. Кабинет секретаря приёмной Анны Бадаш в здании «Удмуртторфа» казался слишком большим и шикарным. В таком кабинете не стыдно было сидеть и самому заместителю председателя Правительства УР.


Я представился Анне Сергеевне только в тот момент, когда она уже сообщала о моем появлении референту г-на Перешеина. «К нему тут пришли, - сказала она референту и обратилась ко мне: – Представьтесь, пожалуйста». Когда я представился, голос секретаря изменился. После недолгих переговоров Анна Бадаш выяснила, что Владимир Перешеин занят, и неизвестно, когда появится. Тогда я объяснил, что у меня уйма времени и я готов подождать министра (к этому моменту я уже сидел в дальнем кресле, готовый к длительному ожиданию). Минут пять мы сидели молча. Потом Анна Сергеевна вышла из приёмной, оставив меня одного. Вернувшись, она перезвонила референту и при мне выяснила, что Владимир Юрьевич не будет со мной общаться. «Почему?» - спросил я, и Анна Бадаш еще раз набрала референта. «Почему он не будет общаться с журналистом, как мотивировать?» - спросила она. Ответ был, видимо, в духе Портоса из «Трех мушкетеров»: Владимир Юрьевич не будет разговаривать с журналистами, потому что он не будет разговаривать с журналистами. Мне отказали.


Анна Бадаш дополнительно сообщила, что Владимир Перешеин вообще фактически не общается с прессой. Кроме того, собственной пресс-службы у Минсвязи нет, приемных дней у министра нет, и его заместитель Андрей Прокошев тоже не сможет со мной пообщаться, и сотрудник, который бы мог отвечать на вопросы СМИ, в их ведомстве просто отсутствует. В детстве это называлось «чики-чики я в домике, дверь закрыл, а ключ съел».


Тогда мне пришлось продиктовать секретарю Анне Бадаш свои вопросы и телефон для связи в надежде на то, что их передадут недоступному Перешеину. Анна Сергеевна записывала вопросы своему шефу на каких-то клочках бумаги, и я стал догадываться, куда их отправят после того, как за мной закроется дверь приёмной. Напоследок секретарь сообщила мне, что у нее нет рабочего графика министра и, соответственно, назначить мне аудиенцию на какое-либо время она не сможет.


Журналистика – это шантаж


Через час я решил напечатать свои вопросы и отправил их на электронный адрес министерства. Чтобы сообщить об отправке письма, я набрал телефон референта Перешеина, которая повела себя как заправский партизан.


Женщина наотрез отказалась называть свою фамилию. «Это не важно», - объяснила референт г-на Перешеина. Я рассказал ей свою ситуацию: хочу получить комментарий, а мне говорят, что это практически невозможно. «Я в любом случае буду писать материал, и если у меня не получится взять комментарий министра, то вопросы ему придётся задать публично, через газету», - объяснил я. Услышав мои слова, референт (Прим. - Татьяна Викторовна Чугуевская) заявила мне, что это шантаж и после таких реплик я больше не могу рассчитывать, что мне пойдут навстречу и будут давать какие-либо комментарии. Я, собственно говоря, уже и не рассчитывал. Окончился наш разговор тем, что я уточнил, действительно ли Татьяна Викторовна является референтом. Подтвердить эту информацию женщина отказалась.



Вопросы к министру информатизации и связи

1. 29 ноября 2010 года было отменено размещение заказа путём проведения запроса котировок цен на поставку мобильных телефонов (Извещение № 05/10 от 25 ноября 2010 года). Для каких целей Министерству связи стали необходимы телефоны SamsungGT-I9000 GalaxyS и другие, указанные в заказе. Имеются ли более дешевые модели телефонов, способные решать поставленные перед министерством задачи? С чем была связана отмена размещения заказа?

2. Министерству связи были поставлены три телефона Apple iPhone 4. Для решения каких задач будут использоваться эти телефоны? Имеются ли более дешевые модели телефонов, способные решать поставленные перед министерством задачи? Кто из сотрудников министерства в настоящий момент пользуется этими телефонами?

3. Минсвязи Удмуртии создано менее года назад, летом нынешнего года. Что уже успело сделать министерство к сегодняшнему дню, какие самые актуальные задачи в сфере информатизации органов власти ставит в настоящее время перед собой министерство?

4. Вопрос лично к Владимиру Юрьевичу Перешеину. Владимир Юрьевич, когда Вам предложили должность министра информатизации и связи, Вы еще занимали пост главы МО «Город Глазов». Почему Вы решили перейти на новое место работы?