Photobucket

Как говорит главный режиссер театра Светлана Шанская, это третья версия «Женитьбы» в репертуаре «Птицы», две предыдущие были классические. Но, по словам Светланы, в третий раз к ней захотелось вернуться из-за того, что пьеса «не отпускала», что-то казалось недосказанным. Что? Одним из внешних толчков, говорит режиссер, стал невольно подслушанный ею разговор в городском транспорте – два пэтэушника мечтали вслух о том, чтобы найти «богатую бабу». А – шире – речь о том, как трудно уберечься и не продать живую душу в мире чистогана.


Посмотрим на сцену. В отличие от классической экранизации советского периода (1965 год, режиссер К. Воинов, с великолепными Вициным и Мордюковой в главных ролях) театральная версия Светланы Шанской поставлена в характерной для неё «минималистской» и гротесковой манере. На сцене протянуты несколько бельевых верёвок с развешенными на них белыми полотнищами-«простынями», к «кулисам» прислонены «доски», которые по ходу спектакля «играют роль» то забора, то скамеек, то качелей, а в финале – то ли «багета», то ли гробовой доски (или то и другое вместе).


«Античный хор» тоже характерная деталь режиссуры Шанской. В «Женитьбе» он явлен как целый «сонм» «матрён», эдаких девах - «дурех» в кокошниках. Комический акцент доведен до абсурда тем, что среди девиц присутствует и огромный парень-увалень (Марат Салахетдинов) – тоже в сарафане и кокошнике. «Хор» то и дело распадается – в эпизодах его участники персонифицируются, молниеносно сменив наряды.


Текст фактически написан Шанской заново, хотя, видимо, ряд прямых цитат сохранен, что чувствуется в сочных диалогах многих персонажей. «Модернизация» тоже выполнена точно, лапидарно – особенно в образах двух сестер, Анфисы (Елена Красильникова) и Раисы (Александра Куприна), которых собираются похитить Чебаков с Бальзаминовым. Этюд на тему «тоска!» - это маленький шедевр, раскрывающий духовную нищету, убожество «подрастающего поколения».


На фоне всех остальных гротесковых фигур спектакля для меня стала просто откровением работа Надежды Осокиной в роли матери Миши Бальзаминова. Маленькая, щуплая фигурка, одетая в несуразное мешковатое платье и огромные мужские туфли на босу ноги, вызывает какое-то щемящее чувство жалости и нелепости.


Довершают внешний образ беспросветной глупости очки-велосипед (по словам Шанской, этот «реквизит» вырезан из маски противогаза). Огромные круглые стекла придают лицу персонажа раз и навсегда испуганно-изумленное выражение. То же «несварение» реальности, вечный испуг перед миром в её репликах – они «смятые», «сырые», без окончаний, без ясной артикуляции слов.


Её «протагонист» - сваха (Елена Петрова). Воплощение «мейнстрима» нашего времени, человека, который точно знает «цену» всем и каждому. Это такой «специалист по связям», по дисконту – вот Миша дурак, так надо ему найти в пару невесту еще глупее.


Вообще мечты героев о полутора мильёнах и о лавках в Китай-городе сами по себе не требуют актуализации – это наша реальность. Это браки по расчёту, это сайты знакомств, это выгоды, которые можно извлечь из брака с бизнесменом или бизнесвумен. Ольга Даниленко (купчиха Белотелова) лепит свой персонаж несколько в стиле «вамп». Её купчиха – стройная блондинка с гигантским «подвесным» бюстом и походкой профессиональной работницы борделя. Это её резюме о пользе иметь «комнатного мужчину» венчает спектакль: Мишу «приколачивают» в виде портрета к воображаемой стене.


Темп, динамику всему действию придаёт необычайно богатый звукоряд, собранный Шанской из цыганского, народного, романсового и «трактирного» музыкального фольклора. То возникают целые музыкальные «вставки»-соло, то бегло «цитируется» какая-то популярная музыкальная тема. Актеры сами поют, сами аккомпанируют себе на гитаре, ударных. В пластических решениях сцен много клоунады, почти акробатики. И всё это весело, динамично, практически без пауз.


Гран-при «Вильнюсской рампы» Светлана Шанская получила из рук легендарного Регимантаса Адомайтиса, который возглавлял на фестивале работу жюри. Ижевскую «Птицу» ангажировали на свои театральные форумы гости фестиваля из других стран.