Практически сразу из-за углов появились сотрудники правоохранительных органов, которые, похоже, знали о готовящейся акции протеста заранее и только ловили момент, когда всё начнётся. Случайные прохожие удивленно наблюдали за разворачивающимся на их глазах событием. Спустя сутки сразу несколько федеральных СМИ сообщили об этом инциденте в столице Удмуртии и об ижевской журналистке Марианне Орловой, написавшей письмо президенту США, потому что чиновники её родной страны блокируют неудобную для них информацию. На свитере журналистки был приклеен листок с надписью «Я беременна».



Практически никто из сковавших себя не выкрикивал никаких лозунгов, они просто стояли. Прохожие недоумевали, милиционеры суетились, бегая туда-сюда и не зная, каким образом можно удалить скованных наручниками людей с улицы. «У нас незаконно сносят дома!» - отвечали интересующимся происходящим людям участники акции протеста. «Бараки?» - удивленно переспрашивали прохожие. «Нет, новые», - отвечали скованные в цепь парни.



В это время с обеих сторон улицы «группа поддержки» раздавала листовки: «Пожалуйста, извините за то, что мы были вынуждены перекрыть дорогу. Это было сделано, потому что: Детей скоро сделают Бомжами». Сотрудников милиции на месте происшествия становилось всё больше и больше, но убедить разойтись участников акции не получалось, да, наверное, это было и невозможно из-за наручников. Подъехал полковник милиции Олег Опарин, без которого не обходится ни одна крупная акция протеста. Похоже, что он заметно нервничал и о перекрытии улицы узнал буквально в последний момент. Олег Опарин долго бегал в поисках мегафона и, наконец, найдя его, предложил протестующим разойтись. На что активисты лишь пожимали плечами.



Тут практически из ниоткуда появился отряд ОМОН. В руках у одного из бойцов были огромные кусачки, с помощью которых с легкостью удалось быстро раскусить наручники на руках участников акции, после чего распавшуюся «живую цепь» быстро сместили с проезжей части. Неизвестный подполковник милиции, больше похожий по возрасту на лейтенанта, попытался силой оттащить в сторону Марианну Орлову. «Я ему сказала убрать от меня руки, так как я беременна», - говорит женщина. «А он мне в ответ заявил, что вот сейчас проедем и проверим, какая ты беременная», - передаёт слова этого «гинеколога в погонах» Марианна Орлова. «Руки убери от беременной!» - закричали подполковнику в толпе. К чести коллеги неизвестного подполковника в очёчках, в инцидент вмешался Олег Опарин, закричавший в мегафон: «Отпусти ее!» Закончилось происшествие погрузкой в милицейский автобус порядка 20 человек, в число которых попала даже адвокат Наталья Кузнецова, которую запихнули туда вместе с участниками несанкционированной акции протеста.



Всех задержанных доставили по месту совершения правонарушения - в Октябрьский РОВД г. Ижевска на перекрестке улиц Кирова и Карла Маркса. По словам одного из милиционеров, в РОВД ради такого случая даже был введен специальный план «Крепость». Этот план, как удалось выяснить, подразумевает разработку мероприятий по защите объектов в случае ожидаемого крупного нападения на объекты МВД и других органов.



Под этим предлогом вход в РОВД был закрыт. Адвокат задержанных почти час простояла на улице, пытаясь попасть внутрь. Рядом с адвокатом долго стояла девушка, у которой только что украли сотовый телефон, и она пришла написать заявление о преступлении в надежде, что по горячим следам удастся задержать преступника. Тут же в дверь РОВД стучалась женщина, ей надо было вызвать милицию, но стражи порядка так и не приехали. Примерно через час после доставки задержанных и введения плана «Крепость» к РОВД подъехал заместитель начальника МОБ МВД по УР Сергей Козлов. Он тоже длительное время не мог попасть в здание, пока, наконец, не дозвонился до кого-то из «осажденных» в «Крепости». Двери слегка приотворились, и в отделение впустили ожидающих помощи женщин. Но, как ни странно, адвоката опять не пустили. «Законы знать надо. Здесь доставленные, а не задержанные, поэтому пользоваться услугами адвоката им не положено», - отреагировал на попытки «качать права» Сергей Козлов и закрыл за собой дверь. Адвокат уже приняла решение ехать в прокуратуру для заявления о нарушении прав задержанных, но минут через десять дверь отделения открылась, и защитнику предложили войти.



Несколько человек были отпущены, в том числе и адвокат Наталья Кузнецова, так как их не оказалось на милицейской видеосъемке.



Выпущенные на свободу рассказали о том, что в РОВД их поместили в камеры. Камеры очень маленькие. В одну камеру, предназначенную на одного-двух человек, запихали по пять-шесть задержанных. В камерах темно, отсутствует вентиляция. В таких условиях доставленных продержали более часа. «Сотрудники милиции никак не могли установить точное количество доставленных, поэтому просто спрашивали в окошко, сколько человек в камере», - рассказала правозащитница Лариса Фефилова.



Вместе с матерью одного из задержанных и Ларисой Фефиловой мы прошли во внутренний двор здания РОВД, где была открыта дверь запасного выхода. После моих вопросов, на основании чего граждан задерживают уже более трех часов, какой-то старшина милиции, выкрикнув в сердцах: «Что за х…!», резко ударил по видеокамере, после чего, получив удар в грудь, я потерял равновесие и упал. Больше с милицией из Октябрьского РОВД в тот день я не разговаривал.



В конце концов стало ясно, что все задержанные вынуждены будут ночевать в РОВД в ожидании, пока на другой день суд определит им меру наказания. «В соответствии с КоАП административное задержание без решения суда возможно применять только в том случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении. С точки зрения задержанных и родственников, в данном случае основания для административного задержания до утра отсутствовали, о чем была подана жалоба в прокуратуру Удмуртии», - рассказала Лариса Фефилова. В итоге, опасаясь повторного перекрытия улицы со стороны родственников задержанных, половину парней перевезли в Индустриальный РОВД, тем самым поделив количество ожидающих поровну.



На следующий день изможденные и уставшие родственники участников акции протеста сидели около здания мирового суда Октябрьского района г. Ижевска. Решение судьи оказалось на редкость мягким - всем наложили административный штраф по 2000 рублей вместо вполне вероятных 15 суток ареста. «У нас не было другого выхода, мы боремся за свое конституционное право на жилище всеми доступными способами», - прокомментировал ситуацию активист движения «Свой дом» Дмитрий Князев.


В движении сообщили, что на днях готовится новое видеообращение жителей. «Мы будем бороться до конца», - заявил Дмитрий Князев.