В этот раз необычным является время выборов. Выборы в октябре в Удмуртии раньше случались редко. 15 октября 2000 года избирали первого президента Удмуртии, год спустя, 21 октября 2001 года, прошли последние всенародные выборы мэра Ижевска. В обоих этих случаях власти не были заинтересованы в высокой явке жителей республиканской столицы. На выборы президента Удмуртии десять лет назад явились 48,3 процента ижевчан, а на выборы мэра Ижевска всего 30,9 процента.


Особенность предстоящих 10 октября выборов в Городскую думу Ижевска и думы других городов республики заключается в том, что они пройдут по смешанной системе. Половину депутатского корпуса изберут по старинке - голосуя за кандидатов в одномандатных округах, вторая половина сформируется по результатам голосования за участвующие в выборах партии. Всего их в России осталось семь, из них шесть региональных парторганизаций уже выдвинули свои списки кандидатов, а партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и «Яблоко» уже заверили свои списки в территориальной избирательной комиссии г. Ижевска и начали сбор подписей для регистрации. Партиям «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» не надо собирать подписные листы, как партиям, представленным в Госдуме РФ. Крайний срок сдачи документов определён законом – «не позднее чем до 18 часов местного времени за 35 дней до дня голосования». Таким образом, вечером 4 сентября станут известны все кандидаты и партии в лице своих избирательных объединений, которые заявились для участия в выборах, но кто-то из них ещё может не пройти через проверку собранных для регистрации подписных листов.


Предвыборная агитация в СМИ по закону может начаться только «за 28 дней до дня голосования», поэтому до 11 сентября на каналах, осуществляющих телерадиовещание, и в периодических печатных изданиях запрещено размещение материалов, попадающих под признаки агитации за кого-либо из кандидатов либо муниципальные списки партий.


На избирательных участках 10 октября жители Ижевска получат два бюллетеня. Первый - с размещенными в алфавитном порядке кандидатами, баллотирующимися по одномандатным округам. В каждом из 21-го избирательного округа, на которые разделена территория Ижевска, этот бюллетень будет разным. Во втором бюллетене избиратели увидят список партий, в последовательности определённых по результатам жеребьёвки, которая пройдёт за 30 дней до выборов. Здесь же в «партийном» бюллетене должны размещаться фамилии первой тройки кандидатов, возглавляющих списки партий на выборах, и фамилия партийного кандидата-списочника, выдвинутого по данной территориальной группе, совпадающей с избирательным округом. Фамилии первой тройки избиратели увидят во всех бюллетенях на всех избирательных участках Ижевска. И единственное, что будет различать «партийный» бюллетень в каждом из 21-го избирательного округа, - это фамилия партийного кандидата-списочника, баллотирующегося по данной территориальной группе.


Как и в обычном бюллетене с кандидатами-одномандатниками, избиратель должен будет поставить галочку напротив партии, за которую голосует.


Депутатские мандаты, полученные партией, переходят в первую очередь к кандидатам, включенным в общемуниципальную часть муниципального списка кандидатов (первую тройку).


Оставшиеся депутатские мандаты переходят к кандидатам, включенным в территориальные группы, в соответствии с довольно сложной методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной статьей 60 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике».


В данном законе сохранён так называемый «7-процентный барьер», поэтому к распределению депутатских мандатов будут допущены только те муниципальные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом закон оговаривает, что таких списков должно быть «не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании». «В этом случае, как определено законодательством, иные муниципальные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются».


Однако законом предусмотрены и другие варианты, связанные с тем, чтобы в избранном представительном органе были представители как минимум двух партий. Это обязательное условие, оговорённое законодательством. Так, согласно закону, в случае «если за один муниципальный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные муниципальные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей», к распределению депутатских мандатов помимо победившей партии допускается также ещё и партия, получившая наибольшее число голосов из числа муниципальных списков кандидатов, набравших менее 7 процентов.


Предусмотрен в законе и вариант, когда избиратели разочаруются во всех партиях одновременно и за все партийные списки в совокупности проголосует 50 и менее процентов избирателей, принявших участие в выборах. В этом случае в распределении мандатов помимо партий, набравших «7 и более процентов голосов избирателей», должны принять участие также и муниципальные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом распределение депутатских мандатов должно происходить «последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей» до того, «пока общее число голосов избирателей, поданных за муниципальные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании».


Как и на всех предыдущих выборах, голосование на муниципальных выборах 10.10.10 г. будет проходить в течение двенадцати часов с 8.00 до 20.00. Закон предусматривает три варианта, когда итоги голосования и результаты выборов могут быть признаны недействительными, правда, в реальности такого никогда ещё не было. Это «в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей»; «в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей…» и «по решению суда».



Согласно Закону УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», предельный размер расходования средств избирательного фонда партий, участвующих в выборах в Городскую думу города Ижевска, не может превышать 15 млн рублей. Из них до 5 млн рублей могут быть перечислены в избирательный фонд со счета партии в виде «собственных средств», добровольные пожертвования юридических лиц не должны превышать 1 млн рублей от каждого юридического лица, а предельный размер пожертвований от одного гражданина не может быть выше 50 тыс. рублей. При этом всем кандидатам, баллотирующимся в одномандатных избирательных округах, разрешено потратить на выборы до 500 тыс. рублей. Доказанное превышение этой суммы на 5 процентов является основанием для снятия этого кандидата с выборов или признания их итогов недействительными. Каждый кандидат-одномандатник, баллотирующийся в Городскую думу Ижевска, имеет право перечислить в свой избирательный фонд до 100 тыс. рублей, ещё 150 тыс. рублей может перечислить выдвинувшее его избирательное объединение. Добровольные пожертвования граждан не могут превышать 25 тыс. рублей (для каждого гражданина).