«Я не вандал и не вредитель, - рассказывает житель улицы Майской Сергей. – Я просто стоял на остановке и ждал троллейбус, чтобы уехать на работу. Случайно наступив на бордюр у края тротуара, почувствовал, что он крошится под ногой. Для пробы потрогал еще раз пяткой - выпал еще кусок». Некоторые бордюрные плиты, по словам Сергея, уже тогда были расколоты пополам. По его наводке я разыскал это место и поковырял в бордюре пальцем – что там каблук ботинка.


Новый поребрик от «партии власти», как оказалось, можно ломать руками.


Как в этом районе «осваивают» федеральные бюджетные деньги, выделенные на ремонт автодорог, депутат Гордумы Ижевска Александр Пестерев наблюдает уже не первую неделю. «Все началось с пиара, - поделился он своими наблюдениями с корреспондентом «Д». – Ижевчане требовали нормальных дорог – на уровне федерации, очевидно, принимали решение о выделении средств с учетом того, что у нас здесь такая бурная жизнь». Когда стало ясно, что деньги в Ижевск из федерального бюджета все-таки придут, городские начальники из администрации Ижевска, по словам Александра Пестерева, наделали немало путаницы.


«В первые же дни управляющим компаниям дали команду до сантиметра сосчитать дворовые дорожки, дефекты, объем будущих работ во дворах, - рассказал он. – Вместе с жильцами они сделали всю работу и сдали документы в районную администрацию». Выходит, зря. Ижевские чиновники, как выяснилось, сами толком не знали, на что именно Москва разрешит потратить выделенные деньги – на проезды во дворах или на крупные магистрали. Не менее недели местные телеканалы вещали о «дворовых» ремонтах, но от федерального начальства вместе с деньгами установка пришла иная. Как считает Александр Пестерев, выделение федеральных средств именно на автомагистрали, а не на дворы, в принципе, логично: пространство для роста транспортного налога было определено в центре, и, в частности, ижевские автомобилисты вправе рассчитывать хоть на какой-то эффект от вложений из собственного кармана. Но в результате местной «единороссовской» пиар-кампании теперь все остальные жители Ижевска чувствуют себя обманутыми.


«Когда новую установку по будущим ремонтам довели до управляющих компаний, возмущенные жители округа ко мне пошли валом», - сообщил депутат Пестерев. Однако масса вопросов о несостоявшейся реконструкции дворовых проездов, о качестве, сроках и условиях ремонта в итоге уперлась в непробиваемую стену самообороны чиновников и функционеров из «Единой России», под контролем которых, как сообщалось, должны будут осваиваться выделенные деньги налогоплательщиков. Так, на последней сессии Городской думы Ижевска, где Александр Пестерев предложил заслушать в пункте повестки «Разное» отчет администрации города о ходе и технологии ремонтных работ, Виктор Балакин наотрез отказался поддержать эту инициативу, а фракция «единороссов» своим голосованием окончательно избавила ижевских чиновников от неудобных вопросов.


Между тем вопросы есть. Один из них, к примеру, касается улицы 10 лет Октября, которая попала в программу дорожного ремонта. В результате опроса жителей этого района неожиданно выяснилось, что отношение к нему у людей сложилось резко отрицательное, и не только из-за шума, который не дает спать по ночам.


Причина заключается в том, что эта дорога уже ремонтировалась ровно год назад: точно так же, как в нынешнем году, ремонтные работники срезали сверху несколько сантиметров дорожного полотна и уложили новый асфальт по всей длине улицы от Пушкинской до Удмуртской. То есть новые передовые технологии ремонта, о которых много рассказывали представители городской администрации несколько месяцев назад, очевидно, заключаются в том, чтобы каждый год зарывать в землю десятки миллионов рублей.


У Александра Пестерева есть и другое объяснение. Улица 10 лет Октября, по его словам, входит в один из маршрутов частых разъездов всяческих начальников, чиновников и министров, поэтому ее ремонтировать каждый год как бы и не зазорно – то, что через месяц после ремонта она превращается в «стиральную доску», никого не волнует. Бюджетные деньги – не свои. А вот соседней улице Майской повезло меньше: до недавнего времени она вообще представляла собой скорее совокупность асфальтовых заплаток, чем проезжую часть. Теперь покрытие здесь, слава богу, меняют, но знаменитые бордюры по-прежнему вызывают недоумение. И не только из-за их хрупкости: значительную часть дороги огородили прежним, монолитным, бордюрным камнем, который теперь хоть и выглядит из-за старости неказисто, зато может простоять десятилетия. Суть претензий жителей этого района в том, что бордюр наглухо отгородил улицу от некоторых дворов и проездов – как будто жизнь остановилась с началом дорожного проекта «Единой России»: мусорщикам больше не нужно вывозить мусор из дворов, пожарным не надо тушить пожары, и пожилые бабушки тоже как-нибудь сами здесь перепрыгнут. Дом по адресу: улица Майская, 21 так и огорожен.


Именно то, что чиновники-«единороссы» не считают себя обязанными давать хоть какой-нибудь отчет гражданам о своих делах, жители района считают основной причиной всех недоразумений с ремонтом. «До сих пор непонятно, какой именно ремонт делают на средства федерального бюджета, - рассуждает Александр Пестерев. – Капитальный, текущий, реконструкцию? По СНИПам капитальный ремонт должен проводиться вместе с подушкой проезжей части – ее дефекты и есть основная причина того, что восстановленное полотно через месяц «плывет». А у нас снимают сверху 10-15 сантиметров». И ни одного пандуса для инвалидов (при действующей федеральной программе!), и никакой ясности в слухах о направлениях расходования средств.


Тем временем тащат, судя по всему, и по-крупному, и по мелочам. Галина Свиридкова, работник одной из управляющих компаний в этом районе, задается вопросом о судьбе снятой асфальтовой крошки, которая накопилась при разрушении полотна улиц 10 лет Октября и Майской, а также прилегающих переулков. Этот продукт необходим для нужд дворового благоустройства, но в пору широкомасштабных ремонтных работ, как ни парадоксально, он стал дефицитным товаром. Как утверждает Галина Степановна, от районной администрации невозможно добиться асфальтовой крошки в необходимых (и, несомненно, имеющихся в наличии) объемах. Зато, например, у водителей самосвалов, отвозящих крошку на базу, ее можно купить по сходной цене. Один КамАЗ продукта (10 тонн) водитель оценивает в 7 тысяч рублей – понятно, чем дальше он успеет увезти его от ремонтируемого полотна, тем дороже все это обойдется. На ближайшей сессии Гордумы Ижевска Александр Пестерев намерен поставить вопрос о создании временной депутатской комиссии по вопросу о контроле за расходованием выделенных бюджетных средств.