Начиная с июня, МУ «Горжилуправление г. Ижевска» (ГЖУ) каждую неделю проводит собрания со старшими по домам, находящимся в управлении этой муниципальной организации. На этих встречах им сообщается, что для включения своих домов в адресную программу капитального ремонта, предусмотренную 185-м законом «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», жители должны провести еще одно общее собрание. И на этом собрании проголосовать за «повышенную» долю софинансирования работ собственниками квартир до уровня 10 - 15%, а также за оплату изготовления проектно-сметной документации и проведения её экспертизы. Затраты на последние мероприятия составляют от 50 до 300 тыс. руб. – в зависимости от количества видов работ и основных параметров дома. Если дом будет включен адресную программу, то эти затраты компенсируют за счет средств программы, а если нет – средства будут просто сняты с «лицевого счета» дома и жители останутся ни с чем. Точнее, с проектно-сметной документацией, на исполнение которой нет денег.


Известно, что при подготовке первых заявок от Удмуртии в Фонд ЖКХ предварительное изготовление проектно-сметной документации (далее - ПСД) не требовалось, указывались лишь примерные объемы средств на проведение избранных видов работ. Получается, что часть ижевчан попала в неравные условия. Особенно возмущены этими новшествами уполномоченные представители тех домов, которые уже не первый год пытаются включить свои дома в программу, но по не зависящим от них обстоятельствам все это время оказывались «за бортом».


«Мы провели собрание в соответствии с теми правилами, которые на тот момент существовали, еще в марте прошлого года, - рассказывает Сергей, уполномоченный одного из ижевских домов. – Отдали документы в ГЖУ, но никаких реальных действий в 2009 году по включению дома в программу проведено не было. Уже после того, как я начал забрасывать письмами ГЖУ и управление ЖКХ администрации города, изготовили акт технического состояния». Наконец, в январе 2010 года начальник управления ГЖУ Елена Дворниченко дала официальный ответ Сергею, что «в настоящее время составляется проектно-сметная документация для включения Вашего дома в заявку на проведение капительного ремонта». «Стоило больших усилий уговорить далеко не богатых жителей нашего дома включиться в программу на условиях софинансирования пяти процентов, - говорит уполномоченный. – Теперь мне отвечают, что деньги по программе на 2009 год уже освоены, в перечень 2010 года мы не попали, и я должен организовать новое собрание по участию в программе в 2011 году, да еще убедить людей потратить более 110 тысяч на проектно-сметную документацию, которая завтра устареет, без всякой гарантии, что мы попадем в программу. Кто в это теперь поверит?» В настоящее время Сергей направил письма в адрес руководства Фонда ЖКХ с жалобой на безответственные действия местных властей.


Шансов попасть программу, предусмотренную 185-м законом, для большинства домов действительно практически нет. Официально действие программ Фонда заканчивается 31 декабря 2011 года, при этом Удмуртия свой лимит средств, определенный ей федеральным центром, уже выбрала предыдущими заявками. Правительство Волкова-Питкевича, озабоченное, видимо, освоением миллиардных средств налогоплательщиков республики на строительстве зоопарка и реконструкции Дома дружбы, не организовало своевременную эффективную работу с Фондом ЖКХ. В отличие от наших соседей – Татарстана и Башкортостана, вошедших в список 16 субъектов РФ, которые еще в прошлом году выполнили предусмотренные законом обязательства по капитальному ремонту и переселению граждан из ветхого жилья. По заявлению гендиректора Фонда ЖКХ Константина Цицина, этим регионам в 2010 году будет дополнительно выделено более 7,5 млрд руб. из доходов, полученных от финансовой деятельности Фонда.


Возможно, в 2011 году какая-то сумма перепадет и «отстающей» Удмуртии, однако она все равно будет крайне незначительна, и ее не хватит даже на десятую часть из тех 304 домов, которые стоят в резервном перечне адресной программы одного только Ижевска.


Например, на дополнительные для Ижевска 78 млн руб., которые сейчас местные власти пытаются получить от Фонда, планируется отремонтировать… всего 16 домов. При таком раскладе объективно создаются условия для произвола чиновников. Ходят слухи, что для гарантированного попадания в программу в Ижевске от частных управляющих организаций предлагают заплатить «откат» до 20% от стоимости объема работ.


Многие старшие по домам, побывавшие на встречах в ГЖУ, уверены, что целью новой кампании по проведению общих собраний является попытка «выкачать» из жителей дополнительные средства. В то же время в ГЖУ ссылаются на установки Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, а там, в свою очередь, - на Минстрой и Правительство УР.


На самом деле это соответствует действительности. 15 марта 2010 года председатель правительства УР Юрий Питкевич подписал постановление № 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2008 года № 109 «О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Одна из поправок, предусмотренных данным постановлением, делает наличие проектной документации перед включением в программу обязательным. Ранее, согласно 109-му постановлению, проектная документация должна была представляться только при ее наличии. Это, правда, давало преимущество при отборе дома в программу путем присвоения трёх баллов (наличие только «укрупненной предварительной сметы» давало лишь 1 балл). Однако жители дома могли пройти в программу, добрав дополнительные баллы по другим критериям («возраст» дома, техническое состояние, доля софинансирования собственниками и т.д.).


Насколько законны такие действия правительства Удмуртии? Сотрудники Минстроя УР и Управления ЖКХ администрации г. Ижевска, с которыми я связался, ссылаются на наличие в 185-м законе пункта 4.1 статьи 15, который предусматривает, что исполнительная власть субъекта РФ вправе «устанавливать условия включения многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда». Еще одним основанием, которое называли мои собеседники, были ссылки на рекомендации Фонда.


Однако опыт работы с Фондом соседней с нами Башкирии показывает, что введение неприемлемого для жителей условия предварительного изготовления ПСД, является исключительно самодеятельностью удмуртских властей, «злоупотребивших» предоставленным им законом правом. Как мне рассказали в Управлении ЖКХ Администрации г. Стерлитамака (Республика Башкортостан), управление проводит отбор домов в соответствии с набранными баллами по установленным республикой критериям, а потом - опять же в соответствии с набранными баллами - определяется сумма, выделяемая на каждый дом. При этом используется установленная предельная стоимость капитального ремонта одного квадратного метра. Именно с этими данными отправляется заявка на уровень республики, а потом и в Фонд ЖКХ. Но работа по составлению ПСД начинается еще до того, как Фонд ЖКХ официально утвердит республиканскую заявку. «По сути, проектировщики в течение нескольких месяцев у нас работают «бесплатно», а потом, когда заявка утверждается, их затраты компенсируются, как предусмотрено законом», - сообщила мне сотрудница управления.


Следует отметить, что это уже не первый раз, когда правительство Удмуртии меняет «правила игры». В 2009 году ряд домов не попал в программу из-за того, что премьер Питкевич 8 июня, то есть уже после того, как в домах прошли собрания, подписал постановление, которым «выбросил» из критериев отбора такие пункты как «комплексность капремонта» и «качественное улучшение технических характеристик дома» (за счет теплоизоляции и др.). В результате из программы выпали дома, которые хотели провести такие виды работ, как ремонт подвалов, утепление и ремонт фасадов.



Что следует знать

Так стоит ли сегодня пытаться попасть в программу на новых условиях? Трудно дать однозначный ответ. Но жители должны учитывать следующие моменты.


1. Как было выше сказано, шансов попасть в программу по 185-му закону у большинства домов весьма невелики. Это подтвердили в разговоре со мной и специалисты Минстроя и управления ЖКХ.


2. В случае непопадания в программу стоимость изготовления ПСД (от 50 до 300 тыс. руб. на дом) ляжет на плечи собственников. Однако данная ПСД будет действующей, по оценкам опрошенным мною экспертов, в течение примерно трёх лет. «Сметная» часть ПСД легко подвергается корректировке, а «проектная» - может устареть из-за изменившегося законодательства.


3. В настоящее время руководство РФ предполагает распространить на всю страну опыт создания региональных фондов капитального ремонта по примеру Татарстана. Там тоже не все ясно, возможны различные варианты (обязательное отчисление средств жителей в региональный фонд или добровольное, или речь будет идти о предоставлении жителям льготных кредитов с низкой ставкой процента). Известно лишь, что доля софинансирования жителями значительно увеличится (до 20%, а, может, и до 50%) в сравнении с условиями 185-го закона.


Главный же вывод из этой истории касается качества работы наших региональных властей, которые в очередной раз продемонстрировали, как они относятся к населению республики.